Учебник включает в себя курс теории музыки с 1-го по 7-й класс ДМШ в соответствии с типовой учебной программой. Материал изложен доступно, ярко, в систематическом порядке по темам, от урока к уроку.
Пособие содержит много интересного иллюстративного материала (в цвете), а также стихов о музыке, которые вместе с удачными рисунками-схемами помогают учащимся усвоить необходимую терминологию и вызывают живой интерес к предмету. Сборник красочно оформлен.
Несомненно, данная работа преподавателя Таицкой ДМШ Софьи Брониславовны Королёвой окажет серьёзную помощь педагогам музыкальных школ, учащимся и их родителям.
Книга может быть рекомендована в качестве учебного пособия для ДМШ (ДШИ), а также для музыкальных школ-студий.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 КЛАСС
- Нотный стан; скрипичный ключ
- Расположение нот 1 октавы
- Длительности нот
- Ритм; доли; размер
- Метр; размер 2/4; тон, полутон; знаки альтерации
- Порядок диез И бемоль в ключе; паузы; реприза
- Затакт; f и p; басовый ключ (или ключ «фа»)
- Лад. Тональность; гамма; ДО МАЖОР; строение мажора
- Tетрахорды; вводные звуки; нота с точкой
- Размер 3/4; тональности СОЛЬ, ФА МАЖОР
- Размер 4/4 [или C); вольта; штили у нот
- Фраза; стаккато, легато; ключевые и неключевые знаки альтерации; фермата
- Тональности РЕ МАЖОР, СИ БЕМОЛЬ МАЖOP; группировки нот
- Характеристика ступеней мажорного лада
- Ритм; разрешение; параллельные тональности; виды минора
- Натуральный минор; строение минора; тональности ля минор, ми минор, си минор
- Тональности ре минор, соль минор (н); переменный лад
- Секвенция; гармонический минор; тональности ля, ми, си, ре, соль минор
- Каденция; интервал
- Названия и виды интервалов; консонансы и диссонансы; интервал прима
- Интервалы октава, секунда, терция
- Интервалы кварта, квинта
- Мелодический минор; тональности ми, си минор (м.)
- Тональности ре, соль минор (м.); шестнадцатые длительности
- Одноимённые тональности
- Остинато
- Тональности ЛЯ МАЖОР, фа диез минор, MИ БЕМОЛЬ МАЖОР, до минор
- Главные ступени и трезвучия лада
- Секста
- Аккорд; мажорное и минорное трезвучия
- Обращения трезвучий
- Обращения интервалов
- Увеличенная секунда в гармоническом миноре; размер 3/8
- Пунктирный ритм; тональность МИ МАЖОР
- Тональность до диез минор. Синкопа
- Тритоны в мажоре и гармоническом миноре (1 пара)
- Тональности ЛЯ БЕМОЛЬ МАЖОР; фа минор
- Септима
- Септаккорд, доминантсептаккорд
- Размер 6/8
- Триоль. Интервалы Ha ступенях мажора и гармонического минора
- Кварто-квинтовый круг тональностей
- Ритм; тональности СИ МАЖОР, соль диез минор
- Буквенное обозначение ступеней и тональностей
- Транспозиция
- Обращения трезвучий главных ступеней и их разрешения
- Соединения главных трезвучий; тональности РЕ БЕМОЛЬ МАЖОР, си бемоль минор
- Уменьшённая септима в гармоническом миноре
- Уменьшённое трезвучие на VII ступени; фигурации аккордов
- Ладовая альтерация. Диатоника
- Хроматизм
- Модуляция; тональность ФА ДИЕЗ МАЖОР
- Тональности ре диез минор, СОЛЬ БЕМОЛЬ МАЖОР, ми бемоль минор
- Период
- Энгармонизм
- Гармонический мажор; увеличенная секунда и уменьшённая септима
- Тритоны в гармоническом мажоре (II пара)
- Обращения доминантсептаккорда
- Уменьшённое трезвучие на II ступени
- Вводные септаккорды
- Тональности ДО ДИЕЗ МАЖОР, ля диез минор, ДО БЕМОЛЬ МАЖОР, ля бемоль минор
- Размеры
- Пентатоника; залигованные ноты
- Тональности 1 степени родства
- Увеличенное трезвучие
- Правило группировки
- Хроматическая гамма
- Разрешение диатонических интервалов
- Лады народной музыки
- Увеличенная квинта и уменьшённая кварта (характерные интервалы - II пара)
- Септаккорд II ступени
- Мелизмы
- Основные музькальные термины
- Составные интервалы
- Аккорды на ступенях лада