О СБОРНИКЕ:
Аккордеон. Для многих это слово ассоциируется с инструментом «разливистого» звучания, наполненного своеобразным французским шармом. «Разлив» получается благодаря неточной настройке унисона. Есть даже поверье, что регистр «французский разлив» появился благодаря переливам французской речи, что вполне возможно, но мало кто знает, что во Франции аккордеон многое унаследовал от старинного инструмента мюзета. Мюзет - это разновидность волынки, духового сельского инструмента, следы которого наблюдаются с XIII века. Он состоит из сумки, которая наполняется воздухом при помощи маленького меха, и сменной, в зависимости от желаемой тональности, тростниковой трубки с шестью или семью дырочками, что дает возможность исполнить двенадцать нот. Инструменты имели роскошный вид, украшались шелком, бархатом и лентами. Мюзет был очень популярен во Франции. Даже такой известный композитор прошлого, как Рамо писал для этого инструмента, а французский танец, прародительницей которого стал мюзет, использовали в своих сюитах Дандрие, Бах и другие композиторы прошлого.
Практически ни один народный праздник не проходил без танцев под мюзет‚ часто в сопровождении скрипки. Со временем старинные танцы заменяются новыми, a мюзет - аккордеоном. Надо сказать, что аккордеон по началу был принят не очень дружелюбно, особенно во французских провинциях. Новый инструмент рассматривали как игрушку. Но развитие конструктивных возможностей аккордеона скоро сделали его популярным. Ему не требовалось ансамбля, а хроматический звукоряд послужил толчком для сочинения новых мелодий и гармонических сочетаний, ласкающих слух. Окончательный переход от мюзета к аккордеону осуществился между 1900 и 1914 годом.
В 1910 году появляются первые ансамбли «muset» и сочинение Мишеля Пегури «Утренняя птичья серенада». Успех был огромен. Популярность аккордеона возрастала с каждым годом. Организаторы публичных балов под давлением клиентуры обращаются к ансамблям, ведущим инструментом которых является аккордеон.
Далее этот жанр находит продолжателей в лице Э. Прудома и А. Вершюрена.
Переживая свой триумф, аккордеон проникает в разные страны, в том числе и в Россию, становясь превосходным народным инструментом. Ремесленники и ученые продолжают улучшать его конструкцию. Аккордеонисты, в свою очередь, обогащают репертуар классическими и джазовыми композициями.
Аккордеон звучит повсюду. Oн нa вершине своего успеха. Появились первые аккордеонисты исполнители и композиторы, имена которых вoшли в историю. Это М. Пегюри, Э. Ваше и многие другие. Репетиции, триоли, хроматическое обыгрывание мелодий, как бы витающих в интонационной культуре того времени, породили композиции в стиле мюзет, в том числе и представленные в данном нотном сборнике.
СОДЕРЖАНИЕ:
- М. Peguri & L. Michaud. Aubade D'oiseaux (Утренняя птичья серенада)
- E. Vasher & Ch. Peguri. Les Triolets (Триоли)
- J. Privat & M. Vittenet. La Sorciere. (Колдунья)
- J. Peyronnin. Accordeon-Samba (Аккордеон-самба)
- C. Thomain. Shocking Valse (Шокирующий вальс)
- M. Tabanjis. Valse-Musett (Вальс-мюзет)
- R. Galliano & J. Baselli. Petite Mus (Маленький мюз)
- R. Galliano. La Valse A Margaux (Вальс Марго)