В 1975 году в творчестве Валерия Александровича Гаврилина — известного русского композитора — появляются сразу две знаменательные партитуры: вокально-симфоническая поэма «Военные письма» и вокально-инструментальный цикл «Земля». Оба произведения сочинены в содружестве с поэтессой А. Шульгиной. Несмотря на различный характер поэтики, в их замысле и драматургии немало общего. Импульсом к сочинению стала работа композитора над музыкой к драматическим спектаклям, хотя в концепции многочастных музыкальных композиций сюжетные версии театральных постановок не нашли отражения. Оба произведения посвящены негромкому героизму простого русского крестьянина, без колебания исполнившего свой гражданский долг, хотя в них пафос жертвенного подвига, драматизм борьбы, противостояния злу не стали определяющим камертоном музыки. Наконец, несмотря на трагедийную первооснову сюжета в том и в другом опусе, в них много света, жизнеутверждающей правды русского характера, подлинно народной простоты и глубины музыкально-поэтических обра