Леонид Десятников - выдающаяся фигура современного музыкального пространства, композитор, балансирующий на грани иронии и беззащитной открытости, эпатажа и затворничества, смеха и слез. Ничто так не современно, как его музыка, насквозь «пропитанная» многовековым классическим наследием. Неизвестный природе материал, чудесный сплав несоединимого. Но победитель в этой гонке за временем лишь один - красота. Вот, кто всегда укрыт за масками десятниковского балаганчика, да и как иначе уберечь эту хрупкую субстанцию в «вавилонской башне» современности.
Заглядывать в прошлое с любовью и благоговением - излюбленное занятие Десятникова. Серия своеобразных музыкальных «комментариев» к хрестоматийным классическим темам началась в 1990 году «Вариациями на обретение жилища», написанными для виолончелиста Александра Князева. Взятая тема из «Прощальной симфонии» Гайдна обыгрывает конкретную бытовую ситуацию - получение долгожданной квартиры в Ленинграде. Традиционно богатое аллюзиями название должно напоминать просвещенному слушателю еще и о бетховенской увертюре «На освящение дома».
Изобретательность не ограничивается титлом, ибо все самое интересное - именно в музыке. Мы услышим вариации наоборот, где тема, начавшись с полуслова-середины, движется по направлению к самой себе. Автор обозначает круг посещенных и запечатленных на моментальном снимке нотного текста «достопримечательностей»: Малер, индийская рага, русский наигрыш на гармошке. При возвращении ясного классического трехголосия темы в первозданном виде становится очевидно, что все предшествующее - лишь комментарий к её совершенству. Возникает потрясающий эффект: пройдя ряд превращений, простота темы обращается многомерной, объёмной, ранимой в своей неприкрытости, невероятной красотой...
Заглядывать в прошлое с любовью и благоговением - излюбленное занятие Десятникова. Серия своеобразных музыкальных «комментариев» к хрестоматийным классическим темам началась в 1990 году «Вариациями на обретение жилища», написанными для виолончелиста Александра Князева. Взятая тема из «Прощальной симфонии» Гайдна обыгрывает конкретную бытовую ситуацию - получение долгожданной квартиры в Ленинграде. Традиционно богатое аллюзиями название должно напоминать просвещенному слушателю еще и о бетховенской увертюре «На освящение дома».
Изобретательность не ограничивается титлом, ибо все самое интересное - именно в музыке. Мы услышим вариации наоборот, где тема, начавшись с полуслова-середины, движется по направлению к самой себе. Автор обозначает круг посещенных и запечатленных на моментальном снимке нотного текста «достопримечательностей»: Малер, индийская рага, русский наигрыш на гармошке. При возвращении ясного классического трехголосия темы в первозданном виде становится очевидно, что все предшествующее - лишь комментарий к её совершенству. Возникает потрясающий эффект: пройдя ряд превращений, простота темы обращается многомерной, объёмной, ранимой в своей неприкрытости, невероятной красотой...