Музыку для фортепиано Петр Ильич Чайковский (1840-1893) писал на протяжении всей жизни (первая пьеса, «Анастасия-вальс», написана им в четырнадцатилетнем возрасте; пьесы опуса 72 создавались в последний год жизни).
В домах образованных людей XIX века музыка звучала повсеместно, умение играть на фортепиано было для любителя музыки естественным (ведь звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств тогда еще не изобрели). Многие композиторы публиковали сборники пьес для домашнего музицирования в 2 и в 4 руки. Фортепианные пьесы Бетховена и Шуберта, Шумана и Брамса (и, конечно, Шопена) исполнялись музыкантами-любителями по всей Европе.
Широко популярен сборник Чайковского «Времена года». Но это далеко не единственный сборник несложных фортепианных пьес русского классика. Известны и большие пьесы, требующие от пианиста развитой техники и чувства формы, такие как «Раздумье» и «Думка».
Излюбленным танцевальным жанром Чайковского был вальс. Мы можем вспомнить, сколько разнообразных: волшебных и радостных, грустных и драматических, - вальсов звучит в его балетах, - но также и в операх, в симфониях… Конечно, и в сборниках пьес, предназначенных для домашнего исполнения, Чайковский часто обращался к этому жанру. И слушателю, и исполнителю эта музыка доставит искреннее удовольствие.
Некоторые из пьес, представленных в сборнике, входят в концертные и конкурсные программы пианистов всего мира (например, в фортепианную программу конкурса им. П.И. Чайковского).
Вальсы Чайковского могут исполняться в учебном классе фортепиано - в консерваториях, в музыкальных колледжах и училищах, в старших классах детских музыкальных школ.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Вальс-каприс. Соч 4 (посмотреть ноты)
- Вальс-шутка. Соч. 7
- Салонный вальс. Соч. 51, № 1
- Ната-вальс. Соч. 51, № 4 (посмотреть ноты)
- Сентиментальный вальс. Соч. 51, № 6 (посмотреть ноты)
- Вальс-блёстка. Соч. 72, № 11
- Пятидольный вальс. Соч. 72, № 16
- Вальс-шутка