Переиздание известной фортепианной школы несомненно заинтересует и педагогов, и учеников. Тщательно выверен первый раздел, который является уникальным по своей строгой систематизации материала, исходя из изучения основных пианистических приемов. В нем некоторые пьески отредактированы, другие заменены авторскими, добавлено много подтекстовок. В хрестоматии появился раздел с крупной формой, в котором представлены легкие и удобные для исполнения вариации и сонатины, добавлены интересные пьесы, ансамбли, более сложные этюды и полифонические произведения. В результате сборник стал более удобным для работы с начинающими, выровненным по сложности. По нему можно теперь заниматься три года, включая подготовительный класс.
В учебном пособии О.Геталовой и И.Визной делается попытка, которую надо признать удавшейся, осмыслить, систематизировать, в строгой последовательности выстроить процесс овладения учеником основными (первоначальными) навыками фортепианной игры. Организация пианистического аппарата представляет, как известно, немалые трудности, а между тем от того, насколько учащийся овладел базовыми двигательными приемами, зависит его дальнейшее продвижение, его успехи.
В этом пособии каждый новый двигательный прием вводится на доступном для ребенка, хорошо продуманном материале. Педагог найдет здесь также достаточное количество этюдов и пьес, на которых можно закрепить новый навык. Овладение двигательными приемами идет рука об руку с постижением структурных закономерностей музыкального языка, что позволяет ученику лучше ориентироваться в строении музыкальной речи.
ОЛЬГА ГЕТАЛОВА О СВОЕМ СБОРНИКЕ:
Этот сборник, я думаю, потому получил признание, потому что он облегчает труд преподавателя. Здесь собран и систематизирован материал для освоения основных пианистических приемов. Причем такая систематизация никогда не была представлена ни в одном сборнике. По крайней мере, я так это вижу.
Он помогает научить ученика. И дети занимаются по нему с удовольствием. Это оттого, что материал подается очень постепенно. То есть мало того, что все систематизировано по приемам, — внутри каждого раздела идет постепенное нарастание сложности. Каждый новый раздел опять начинается с самого простого. С маленькой формулы. Поэтому ребенок может сосредоточиться на качественном исполнении новой задачи.
С самого начала мы хотели предложить преподавателям заниматься в этой строгой последовательности. Можно, конечно, подходить творчески — если ученик способный. Но в общем случае — нужно проходить как можно больше легких пьес на каждый прием. Тогда прием закрепляется, и ребенок осваивает его исподволь, без нажима.
СОДЕРЖАНИЕ:
РАЗДЕЛ I
- Часть I. Знакомство с инструментом. Первые звуки. Штрих non lеgato
- Часть II. Знакомство с нотами. Игра по нотам третьим пальцем
- Часть III. Штрих non legato 2-м, 3-м и 4-м пальцами
- Часть IV. Игра всеми пальцами. Двойные ноты
- Часть V. Игра non legato всеми пальцами
- Часть VI. Штрихи legato и staccato
- Часть VII. Штрих legato
- Часть VIII. 4–5 нот под лигой
- Часть IX. Длинные лиги
Две ноты под лигой (опора на первый звук)
Штрих staccato
Cочетание штрихов
Две ноты под лигой (опора на второй звук). Затактовая интонация
Три ноты под лигой (опора на первый звук)
Три ноты под лигой (опора на третий звук)
Три ноты под лигой (опора на второй звук)
Длинные лиги в пьесах моторного характера
Длинные лиги в кантилене
- Хрестоматия. Закрепление ранее полученных навыков на более сложном материале
- Ансамбли