Учебно-методические пособия серии «В мире танца» адресованы педагогам и учащимся ДМШ для ознакомления с различными музыкальными жанрами от их возникновения до претворения в творчестве современных отечественных и зарубежных композиторов.
Первый выпускпосвящен старинным танцам - менуэту, гавоту, контрдансу и кадрили. Вошедшие в сборник сочинения Баха, Генделя, Телемана, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, Щедрина и других композиторов представляют собой прекрасный иллюстративно-художественный материал для обучения игре на аккордеоне или баяне.
Сборник предназначен учащимся детских музыкальных школ, музыкальных училищ, а также любителям домашнего музицирования.
МЕНУЭТ
«Танец королей» и «король танцев» - так шутили двести лет назад, потому что менуэт был столь же популярен в XVII и XVIII веках, как вальс - в Х1Х. Французское слово menu означает «маленький», «мелкий», то есть танец, основанный на маленьких шагах.
Менуэт - старинный французский народный танец, он произошел от хороводов провинции Пуату. Как и многие народные танцы, менуэт прижился при дворе французских королей и при Людовике XIV, в середине XVII века, превратился в галантный аристократический танец, сдержанные движения которого основывались преимущественно на жеманных поклонах и реверансах. Размер менуэта всегда - 3/4.
ГАВОТ
Изящный и спокойный, степенный и приветливо-грациозный, этот французский танец был популярен три столетия подряд: XVI, XVII и XVIII. A вышел из употребления уже около 1830 года, уступив место вальсу, польке, мазурке, полонезу. Как и многие танцы, он зародился в фольклоре - в хороводах. Но уже с XVII века гавот стал придворным танцем, что, конечно, несколько изменило его характер, сделало более утонченным. Затем гавот попал в балет, в инструментальную сюиту. Размер этого танца обязательно четный: 4/4 или 2/2.
КОНТРДАНС
Этот танец был основой европейской танцевальной музыки XVI-XIX веков. Его французское название - вариант английского country-dance, что буквально означает «деревенский танец». Несложный, удобный, разнообразный, демократичный (в нем может участвовать неограниченное количество танцующих), он был чрезвычайно популярен в Англии, Франции, Германии, в североевропейских странах. У контрданса было множество разновидностей и названий: кадриль, гросфатер, экосез, англез, котильон и др. При этом в каждой стране он был любим именно как иностранный танец. Музыкальный размер контрданса обычно четный: 2/4 или 6/8.
КАДРИЛЬ
Этот интересный, увлекательный и красивый танец еще недавно был чрезвычайно распространен во всей Европе. Основное время его бытования приходится на XVIII и XIX века. Многие танцы возникли как народные и лишь потом попали на светские балы. А с кадрилью наоборот. Долгое время популярная в салонах, она постепенно демократизировалась и стала любимым народным танцем. Особенность кадрилей, несмотря на большое количество разновидностей, сложившихся в разных странах и городах - это четное количество участников, делящихся на пары.
ЭКОСЕЗ
Французское слово ecossais означает «шотландский». Именно из Шотландии происходит этот веселый народный танец с энергичным двудольным ритмом, первая доля которого раздроблена на две восьмых. В Европе c конца XVII века он был известен как «англез», и в России его называли английским танцем. Экосезом его назвали во Франции в 1726 году. В начале XIX века к нему часто обращались профессиональные музыканты. Экосезы есть y Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена.
СОДЕРЖАНИЕ:
М. Рыцарева. Рассказы о танцах
- Ж. Б. Люлли. Менуэт
- Й. Гайдн. Менуэт
- И. С. Бах. Менуэт
- Л. Моцарт. Менуэт
- Й. Гайдн. Менуэт
- С. Майкапар. Менуэт
- Г. Свиридов. Старинный танец. Из «Альбома дли детей»
- А. Лепин. Мальвина. Из Сюиты «Приключения Буратино»
- Р. Паулс. Мальчик и сверчок. Из цикла «5 сказочек»
- Г. Гладков. Дуэт Принцессы и Трубадура. Из мультфильма «Бременские музыканты»
- Г. Ф. Гендель. Гавот
- Г. Ф. Телеман. Гавот
- В. А. Моцарт. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
- Ф. Госсек. Гавот
- А. Глазунов. Гавот. Из балета «Барышня-служанка»
- С. Прокофьев. Гавот. Из Симфонии No. 1 «Классической»
- Б. Лившиц. Гавот
- Д. Шостакович. Гавот
- И. Цветков. Золушка
- Л. ван Бетховен. Контрданс си-бемоль мажор
- Л. ван Бетховен. Контрданс до мажор
- Старинный танец. Экосез
- Л. ван Бетховен. Экосез
- Ф. Шуберт. Экосез
- М. Титов. Контрданс
- И. Козловский. Контрданс
- М. Глинка. Контрданс
- П. Чайковский. Экосез. Из оперы «Евгений Онегин»
- П. Чайковский. Гросфатер. Из балета «Щелкунчик»
- Д. Г. Тюрк. Детская кадриль
- М. Глинка. Французская кадриль. Вторая часть
- А. Даргомыжский. Танец
- А. Даргомыжский. Дилижанс. Из кадрили «Почта»
- Р. Щедрин. Из кинофильма «Высота»
- А. Пахмутова. Веселая гармошка
- В. Блок. Московская кадриль
- В. Темнов. Веселая кадриль