Данное учебное пособие предназначено для изучения предмета музыкальная литература учащимися детских музыкальных школ и школ искусств.
Материал пособия полностью соответствует Программе, содержит весь объем необходимой информации и изложен достаточно лаконично, наглядно и доступно.
По сравнению с существующими учебниками, в данном пособии методический материал имеет следующие дополнения. Введение содержит новый параграф «Какие настроения выражает музыка»; в раздел «Средства музыкальной выразительности» добавлен параграф «Интонации мелодии», в параграфе «Гармония» рассматриваются различные способы ее применения; добавлены параграфы «Музыкальные формы», «Инструменты симфонического оркестра», «Певческие голоса»; более расширенно изложен учебный материал в теме «Опера». В качестве дополнительного материала в пособие включена глава «П. Чайковский. Балет “Лебединое озеро"».
Текст учебного пособия дополнен таблицами. Наиболее важные из них: «Музыкальные формы», «План анализа музыкального произведения», «Танцы разных стран», «Балеты, получившие мировую известность», «Певческие голоса».
Для среднего школьного возраста.
ОТ АВТОРА:
Дорогие ребята!
Вот уже несколько лет вы занимаетесь одним из самых прекрасных видов искусства - музыкой. Вы учитесь играть Ha музыкальных инструментах, петь и наверняка уже достигли в этом каких-либо успехов. Но еще важно знать: хорошо исполняет музыку тот, кто ее понимает и умеет слушать. Для этого необходимо научиться разбираться в ее законах и особенностях музыкальной речи, а чтобы понять, о чем «говорят» композиторы в своих произведениях, нужно знать о главных событиях их жизни и творчества. В этом вам поможет изучение предмета музыкальная литература.
На уроках вы познакомитесь с различными музыкальными инструментами, оркестрами, певческими голосами, узнаете много нового о русских народных обрядах и песнях, танцах разных стран и эпох, симфонической музыке, опере и балете. Вы научитесь разбираться в caмых важных явлениях этого удивительно разнообразного и прекрасного музыкального мира. Нужно лишь помнить, что попасть в этот мир может только тот, кто искренне любит музыку и по-настоящему хочет ее понять.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Введение
- Откуда произошло слово «музыка»
- Какие настроения выражает музыка
- Средства музыкальной выразительности
- Мелодия
- Гармония
- Ритм
- Лад
- Диапазон и регистр
- Темп
- Динамические оттенки
- Тембр
- Штрихи
- Фактура
- Инструменты симфонического оркестра
Деревянные духовые инструменты
Медные духовые инструменты
Ударные инструменты
Дополнительная группа
Партитура
Инструменты симфонического оркестра
С. Прокофьев. «Петя и волк»
- Музыкальные формы
Простая двухчастная форма
Простая трехчастная форма
Сложная двухчастная форма
Сложная трехчастная форма
Рондо
Вариационная форма
Анализ музыкальных произведений
П.И. Чайковский «Детский альбом»
- Музыкальные жанры
Танцевальная музыка
- Полька
- Менуэт
- Гавот
- Сарабанда
- Вальс
- Полонез
- Мазурка
Народная песня
- Программная музыка
П.И. Чайковский. «Времена года»
Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
- Музыка в театре
Э. Григ «Пер Гюнт»
Опера
Певческие голоса
М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»
- Две песни Баяна
- Каватина Людмилы
- Сцена похищения Людмилы
- Рондо Фарлафа
- Ария Руслана
- Персидский хор
- Марш Черномора
- Балет
- Марш
- Испанский танец (Шоколад)
- Арабский танец (Кофе)
- Китайский танец (Чай)
- Русский танец (Трепак)
- Танец сахарных пастушков
- Вальс цветов
- Адажио
- Танец феи Драже
П.И. Чайковский Балет «Лебединое озеро»
- Вальс
- Вступление
- «Танец маленьких лебедей»
- Адажио
- Испанский танец
- Неаполитанский танец
- Русский танец
- Танец Одиллии
- Список литературы