Методическое пособие «Уроки госпожи Мелодии» Н. Царевой адресуется преподавателям курса «Слушание музыки» в 1-3 классах детских музыкальных школ.
«Слушание музыки» как самостоятельный предмет в 1940-х гг. исчезает из учебного плана музыкальной школы, coхранившись лишь в образовательном процессе средних специальных музыкальных школ; взамен же был введен предмет «Музыкальная грамота». Данный процесс нарушил баланс предметов, определив приоритет теоретического подхода в методике преподавания. Для формирования навыков активного восприятия музыки, навыков осознанного слышания элементов музыкального языка оказывается упущенным самый благоприятный возраст детей (7-8 лет). В последнее десятилетие осознание педагогической общественностью необходимости введения предмета «Слушание музыки» привело к поискам авторских методик и их отбору. В 1997 г. по инициативе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре Правительства Москвы начат эксперимент по апробации авторской программы преподавателя Московского музыкально-педагогического колледжа Натальи Анатольевны Царевой.
По результатам первых двух лет проведения эксперимента, решением комиссии в целях создания примерной учебной программы и привлечения московских преподавателей к эксперименту, автором внесены некоторые изменения и дополнения в авторскую программу, изданную в 1998 г. Изменения внесены в тематический план, в содержание уроков, уточнены некоторые формулировки, есть дополнения в разделе «Музыкальный материал». В содержание программы второго класса автором введены дополнительные темы, для более сильных групп. Такое введение возможно при более быстром прохождении и усвоении учащимися основных тем. В программу включены также Методические рекомендации по проведению творческой письменной работы‚ другим темам, поурочное планирование.
Талантливому педагогу Н. А. Царевой удалось переработать авторскую программу таким образом, что та приобрела черты «примерной», т.е. стала общедоступной, методически точной, приспособленной к использованию в практике массового обучения.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Содержание, цели и задачи курса «Слушание музыки»
- Принципы планирования и структура курса
- Методические рекомендации
- Специфика предмета
- Тематический план
- Примерные поурочные планы
Первый класс
Второй класс
Третий класс
- Приложение 1
- Рекомендации по проведению творческой работы на примере вступления к опере М. Мусоргского «Хованщина»
- Конспект рабочего плана урока на примере 3-й части Сонатины №6 В.-А. Моцарта
- Итоговая письменная работа по «Слушанию музыки»
- Приложение 2
- Практические рекомендации к программе по «Слушанию музыки» (из опыта работы Н.А. Сорокиной)
- Рекомендуемая литература