Тропа. По-английски будет path. То есть вроде бы можно сказать и «тропка», «тропинка», «дорожка». Дорожка может быть, скажем, садовой. Тропинка - лесной. Уютной и утоптанной. В общем, привычной - хоженой - тропкой.
Но тропа - нечто совсем другое. Вовсе не хоженое и не уютное. Тропа - это первопроходцы и индейцы. Это золотоискатели и контрабандисты. Это дикие джунгли и горные перевалы. Это внезапные шорохи и ночные голоса - небывалое, опасное, интригующее.
Тропа - это вызов. И вот перед нами - «тропа джаза». Удивительно, до чего это слово высвечивает в рядом стоящем - «джаз» - то, что мы начали уже понемногу забывать: джаз вовсе не «приятная музыка», не «красивые мелодии». Джаз - это воистину музыка свободы. Свободы вызывающе явной, ни на что не похожей (а что ж это была бы за свобода, если бы кому-то подражала?). Свободы быть собой. Жить по-своему, по-своему двигаться, петь и шутить.
Этот вызов достиг цели - весь мир обернулся в сторону джаза. Джаз стал едва ли не самой популярной музыкой ХХ столетия. Он стал и музыкой отдыха, и музыкой кино, возникли джазовые кафе и джазовые филармонии, родились джазмены-интеллектуалы и джазмены-простаки, кто-то выбрал себе джаз погорячее, кто-то попрохладнее...
Джаз разросся, раздался, остепенился и устроился. Но начинался джаз - и это стоит помнить - с тропы музыкального первопроходца, пионера-искателя необщих музыкальных мест. Да и, в конце концов, path - не только тропа. Это еще и путь. И траектория.
Путь джаза оказался долгим и полным приключений, а траектория — ослепительно яркой.
Александр Харьковский
Георгий Иванович Фиртич (род. в 1938) - один из самых ярких и разнообразно одаренных современных петербургских композиторов. Он автор опер, балетов, симфонических произведений, кантат, камерно-инструментальных сочинений, вокальных циклов, музыки к игровым и анимационным фильмам. Георгий Фиртич известен публике как прекрасный джазовый пианист и аранжировщик.