ОТ АВТОРА:
Настоящая книга является продолжением "Школы начинающего гитариста". В ней рассматриваются практически все виды гитарной техники, освещаются проблемы интенсификации движений рук при исполнении современной музыки, предлагаются способы совершенствования аппликатуры правой руки в сложных арпеджио и гаммообразных движениях, систематизируются взгляды на применение основных способов звукоизвлечения и т.д.
Современная гитарная педагогика ещё не исследовала часть этих вопросов, хотя в давние времена некоторые видные гитаристы указывали на их актуальность. Поэтому в книгу включены очень полезные, но мало известные упражнения И. Судзуки, П. Роча, Э. Пухоля, С. Орехова И других авторов, помогающие поднять уровень исполнительской техники.
В книге присутствуют обязательные в программах специальных учебных заведений музыкальные примеры полифонии и вариационной формы. Наряду с традиционным и обязательным учебным материалом в нотном приложении даётся оригинальный и разнообразный репертуар для публичных выступлений. Разумеется, продолжают развиваться темы аккомпанемента пению и ансамблевого музицирования. Так, в разделе аккомпанемента представлены широко известные мелодии с постепенно усложняющимися последовательностями аккордов в круге удобных гитарных тональностей. В разделе ансамблей "Учитель и ученик" наряду с хрестоматийными пьесами классиков представлены обработки, позволяющие музицировать гитаристу совместно с играющими на других инструментах.
В заключительной главе освещаются вопросы о специфических, редких и оригинальных способах звукоизвлечения.
Овладение систематичными знаниями, изложенными в учебнике, подводит гитариста к овладению основами виртуозной техники.
Заслуженный работник культуры РФ Шумеев Л.Т.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ
II. СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЛОДИИ
Прелюдия. А. Иванов-Крамской
Грустный напев. А. Иванов-Крамской
Этюд №19. М. Каркасси
III. CMEHA ПОЗИЦИЙ
Мазурка. А. Гречанинов
Этюд №3. M. Каркасси
Аллегретто. М. Каркасси
IV. БAPPE
МАЛОЕ БАРРЕ
БОЛЬШОЕ БАРРЕ
В испанском стиле. Л. Шумеев
Перепёлочка. Белорусская мелодия
ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ БАРРЕ
Этюд. М. Джулиани
Этюд. Ф. Сор
V. ГЛИССАНДО И ПОРТАМЕНТО
VI. ФЛАЖОЛЕТЫ (натуральные, искусственные, сложные)
Тонкая рябина. Русская мелодия
Часы. И. Савио
Каталонская песня. М. Льобет
VII. ЛЕГАТО
УПРАЖНЕНИЕ С. ОРЕХОВА НА ЛЕГАТО И НЕЗАВИСИМОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПАЛЬЦЕВ ЛЕВОЙ РУКИ
Этюд Ф. Карулли
Грустная страница. Л. Шумеев
Анданте. М. Каркасси
VIII. МЕЛИЗМЫ
ФОРШЛАГ
Этюд. Д. Агуадо
Этюд. Д. Агуадо
МОРДЕНТ
Менуэт. Аноним
Менуэт. Аноним
ГРУППЕТТО
Этюд. М. Джулиани
ТРЕЛЬ
Пастораль (фрагмент). В. Терци
Менуэт. Ф. Сор
IX. ТРЕМОЛО
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЦЕВ ПРАВОЙ РУКИ
СОКРАЩЁННАЯ ЗАПИСЬ ТРЕМОЛО
Испанская песня
Клён ты мой опавший
Этюд. А. Мэйранс
X. РАБОТА НАД ГАММАМИ
XI. ЧЕРЕДОВАНИЕ ПАЛЬЦЕВ ПРАВОЙ РУКИ В ГАМООБРАЗНЫХ ДВИЖЕНИЯХ
Аллегретто. М. Каркасси
Деревянное колесо. Эстонская мелодия
Канарио. Г. Санц
Этюд №1. М. Каркасси
Упражнения И. Судзуки
XII. АРПЕДЖИО ПРАВОЙ РУКИ
Этюд. М. Джулиани
Этюд. Ф. Сор
Этюд №5. М. Джулиани
Этюд №7. М. Каркасси
Прелюдия. А. Иванов-Крамской
Каприччио. А. Диабелли
XIII. СИНХРОННОЕ АРПЕДЖИО
XIV. СИНХРОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Этюд. Д. Агуадо
XV. ИНТЕРВАЛЫ
XVI. ШТРИХИ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ
РАСГЕАДО
ГИТАРНЫЕ БОИ
ЛИГАДО
ПУЛЬГАР
ТАМБУР
ПИКАДО
ПОДРАЖАНИЕ БАРАБАНУ
СТАРИННЫЕ ЧАСЫ
ПОДРАЖАНИЕ БАЛАЛАЙКЕ
ПОСТУКИВАНИЕ ПО ВЕРХНЕЙ ДЕКЕ
ТРЕМОЛЯНДО
ИГРА ТОЛЬКО ЛЕВОЙ РУКОЙ
ИГРА У ПОДСТАВКИ И У ГРИФА
МОДИФИКАЦИЯ ЗВУКА ГИТАРЫ
ПИЦЦИКАТО
СТАККАТО
ВИБРАЦИЯ
ЭХО ФЛАМЕНКО
XVII. АНСАМБЛИ
Танец. И. Кюфнер (дуэт)
Фугетта. Ф. Карулли (дуэт)
Лебедь. К. Сен-Санс (дуэт)
Аве Мария. Ф. Шуберт (дуэт)
Вальс. Ф. Шуберт (трио)
Андантино. М. Каркасси (трио)
Аллегро. М. Джулиани (трио)
Танец. А. Иванов-Крамской (трио)
Слеза. Ф. Таррега (трио)
Мазурка. М. Рокамора (квартет)
Романс. В. Гомес (квартет)
Бабочка, парящая над полем. К-М. Бетман (квартет)
XVIII. AKKOMПAHEMEHT
АККОРДЫ В НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ГИТАРЫ ТОНАЛЬНОСТЯХ
АККОМПАНЕМЕНТ ПЕНИЮ
1. МИ МИНОР - СОЛЬ МАЖОР
Гори, гори моя звезда. П. Булахов
Клён ты мой опавший
2. PE МИНОР - ФА МАЖОР
Я встретил Вас
Отрада
3. СИ МИНОР - РЕ МАЖОР
Песня о друге. В. Высоцкий
Зимний вечер
4. ФА ДИЕЗ МИНОР - ЛЯ МАЖОР
Ах, Самара городок
Ах ВЫ сени, мои сени
Вечерний звон
Сама садик я садила
5. ДО ДИЕЗ МИНОР - МИ МАЖОР
Белое и чёрное. Э. Колмановский
Уж ты сад
XIX. HOTHOE ПРИЛОЖЕНИЕ
Менуэт. М. Кригер
Менуэт. Х. Дьёпар
Сарабанда. А. Корелли
Сарабанда. И. Бах
Гавот. Ф. Госсек
Менуэт. Дж. Хук
На горе то калина. Русская мелодия
Зелёные рукава
Сакэ. Японская мелодия
Вариации на тему песни казаков Запорожской Сечи из к/ф ”Тарас Бульба"
Сиротинушка. Русская мелодия
Кошечка. В. Витлин
При долинушке стояла. Русская мелодия
Дороги. Фантазия на тему А. Новикова
Выйду ль я на реченьку. Русская мелодия
Дальняя сторожка. И. Дунаевский
Изгиб гитары жёлтой. Вариации на тему песни О. Митяева
Пьеса. B. Курочкин
Стеклянный господин. А. Петров
Позови меня. И. Матвиенко
Серенада дон Кихота. Б. Кабалевский
Голубая луна. Р. Роджерс
Баркарола. Ф. Минисетти
Жига. Л. Ронкалли
Прерванная исповедь. Л. Шумеев
История любви. К. Альмаран
На улице, где ты живёшь. Ф. Лове
ЛИТЕРАТУРА
Большинство пьес в данном изложении публикуется впервые.
Все обработки и переложения сделаны Шумеевым Л.Т.
Настоящая книга является продолжением "Школы начинающего гитариста". В ней рассматриваются практически все виды гитарной техники, освещаются проблемы интенсификации движений рук при исполнении современной музыки, предлагаются способы совершенствования аппликатуры правой руки в сложных арпеджио и гаммообразных движениях, систематизируются взгляды на применение основных способов звукоизвлечения и т.д.
Современная гитарная педагогика ещё не исследовала часть этих вопросов, хотя в давние времена некоторые видные гитаристы указывали на их актуальность. Поэтому в книгу включены очень полезные, но мало известные упражнения И. Судзуки, П. Роча, Э. Пухоля, С. Орехова И других авторов, помогающие поднять уровень исполнительской техники.
В книге присутствуют обязательные в программах специальных учебных заведений музыкальные примеры полифонии и вариационной формы. Наряду с традиционным и обязательным учебным материалом в нотном приложении даётся оригинальный и разнообразный репертуар для публичных выступлений. Разумеется, продолжают развиваться темы аккомпанемента пению и ансамблевого музицирования. Так, в разделе аккомпанемента представлены широко известные мелодии с постепенно усложняющимися последовательностями аккордов в круге удобных гитарных тональностей. В разделе ансамблей "Учитель и ученик" наряду с хрестоматийными пьесами классиков представлены обработки, позволяющие музицировать гитаристу совместно с играющими на других инструментах.
В заключительной главе освещаются вопросы о специфических, редких и оригинальных способах звукоизвлечения.
Овладение систематичными знаниями, изложенными в учебнике, подводит гитариста к овладению основами виртуозной техники.
Заслуженный работник культуры РФ Шумеев Л.Т.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ
II. СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЛОДИИ
Прелюдия. А. Иванов-Крамской
Грустный напев. А. Иванов-Крамской
Этюд №19. М. Каркасси
III. CMEHA ПОЗИЦИЙ
Мазурка. А. Гречанинов
Этюд №3. M. Каркасси
Аллегретто. М. Каркасси
IV. БAPPE
МАЛОЕ БАРРЕ
БОЛЬШОЕ БАРРЕ
В испанском стиле. Л. Шумеев
Перепёлочка. Белорусская мелодия
ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ БАРРЕ
Этюд. М. Джулиани
Этюд. Ф. Сор
V. ГЛИССАНДО И ПОРТАМЕНТО
VI. ФЛАЖОЛЕТЫ (натуральные, искусственные, сложные)
Тонкая рябина. Русская мелодия
Часы. И. Савио
Каталонская песня. М. Льобет
VII. ЛЕГАТО
УПРАЖНЕНИЕ С. ОРЕХОВА НА ЛЕГАТО И НЕЗАВИСИМОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПАЛЬЦЕВ ЛЕВОЙ РУКИ
Этюд Ф. Карулли
Грустная страница. Л. Шумеев
Анданте. М. Каркасси
VIII. МЕЛИЗМЫ
ФОРШЛАГ
Этюд. Д. Агуадо
Этюд. Д. Агуадо
МОРДЕНТ
Менуэт. Аноним
Менуэт. Аноним
ГРУППЕТТО
Этюд. М. Джулиани
ТРЕЛЬ
Пастораль (фрагмент). В. Терци
Менуэт. Ф. Сор
IX. ТРЕМОЛО
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЦЕВ ПРАВОЙ РУКИ
СОКРАЩЁННАЯ ЗАПИСЬ ТРЕМОЛО
Испанская песня
Клён ты мой опавший
Этюд. А. Мэйранс
X. РАБОТА НАД ГАММАМИ
XI. ЧЕРЕДОВАНИЕ ПАЛЬЦЕВ ПРАВОЙ РУКИ В ГАМООБРАЗНЫХ ДВИЖЕНИЯХ
Аллегретто. М. Каркасси
Деревянное колесо. Эстонская мелодия
Канарио. Г. Санц
Этюд №1. М. Каркасси
Упражнения И. Судзуки
XII. АРПЕДЖИО ПРАВОЙ РУКИ
Этюд. М. Джулиани
Этюд. Ф. Сор
Этюд №5. М. Джулиани
Этюд №7. М. Каркасси
Прелюдия. А. Иванов-Крамской
Каприччио. А. Диабелли
XIII. СИНХРОННОЕ АРПЕДЖИО
XIV. СИНХРОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Этюд. Д. Агуадо
XV. ИНТЕРВАЛЫ
XVI. ШТРИХИ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ
РАСГЕАДО
ГИТАРНЫЕ БОИ
ЛИГАДО
ПУЛЬГАР
ТАМБУР
ПИКАДО
ПОДРАЖАНИЕ БАРАБАНУ
СТАРИННЫЕ ЧАСЫ
ПОДРАЖАНИЕ БАЛАЛАЙКЕ
ПОСТУКИВАНИЕ ПО ВЕРХНЕЙ ДЕКЕ
ТРЕМОЛЯНДО
ИГРА ТОЛЬКО ЛЕВОЙ РУКОЙ
ИГРА У ПОДСТАВКИ И У ГРИФА
МОДИФИКАЦИЯ ЗВУКА ГИТАРЫ
ПИЦЦИКАТО
СТАККАТО
ВИБРАЦИЯ
ЭХО ФЛАМЕНКО
XVII. АНСАМБЛИ
Танец. И. Кюфнер (дуэт)
Фугетта. Ф. Карулли (дуэт)
Лебедь. К. Сен-Санс (дуэт)
Аве Мария. Ф. Шуберт (дуэт)
Вальс. Ф. Шуберт (трио)
Андантино. М. Каркасси (трио)
Аллегро. М. Джулиани (трио)
Танец. А. Иванов-Крамской (трио)
Слеза. Ф. Таррега (трио)
Мазурка. М. Рокамора (квартет)
Романс. В. Гомес (квартет)
Бабочка, парящая над полем. К-М. Бетман (квартет)
XVIII. AKKOMПAHEMEHT
АККОРДЫ В НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ГИТАРЫ ТОНАЛЬНОСТЯХ
АККОМПАНЕМЕНТ ПЕНИЮ
1. МИ МИНОР - СОЛЬ МАЖОР
Гори, гори моя звезда. П. Булахов
Клён ты мой опавший
2. PE МИНОР - ФА МАЖОР
Я встретил Вас
Отрада
3. СИ МИНОР - РЕ МАЖОР
Песня о друге. В. Высоцкий
Зимний вечер
4. ФА ДИЕЗ МИНОР - ЛЯ МАЖОР
Ах, Самара городок
Ах ВЫ сени, мои сени
Вечерний звон
Сама садик я садила
5. ДО ДИЕЗ МИНОР - МИ МАЖОР
Белое и чёрное. Э. Колмановский
Уж ты сад
XIX. HOTHOE ПРИЛОЖЕНИЕ
Менуэт. М. Кригер
Менуэт. Х. Дьёпар
Сарабанда. А. Корелли
Сарабанда. И. Бах
Гавот. Ф. Госсек
Менуэт. Дж. Хук
На горе то калина. Русская мелодия
Зелёные рукава
Сакэ. Японская мелодия
Вариации на тему песни казаков Запорожской Сечи из к/ф ”Тарас Бульба"
Сиротинушка. Русская мелодия
Кошечка. В. Витлин
При долинушке стояла. Русская мелодия
Дороги. Фантазия на тему А. Новикова
Выйду ль я на реченьку. Русская мелодия
Дальняя сторожка. И. Дунаевский
Изгиб гитары жёлтой. Вариации на тему песни О. Митяева
Пьеса. B. Курочкин
Стеклянный господин. А. Петров
Позови меня. И. Матвиенко
Серенада дон Кихота. Б. Кабалевский
Голубая луна. Р. Роджерс
Баркарола. Ф. Минисетти
Жига. Л. Ронкалли
Прерванная исповедь. Л. Шумеев
История любви. К. Альмаран
На улице, где ты живёшь. Ф. Лове
ЛИТЕРАТУРА
Большинство пьес в данном изложении публикуется впервые.
Все обработки и переложения сделаны Шумеевым Л.Т.