ОТ СОСТАВИТЕЛЯ:
В сборнике для сопрано диапазоны вокальных партий умеренные. Народные песни - основа сборника, они наиболее удобны для начинающих певцов.
Объём произведений занимает 1 страницу, реже - 2. Голосоведение плавное, не требующее резких перестроек голоса. Это благоприятствует работе голосового аппарата, способствуя закреплению навыков свободного звучания.
Сборник пригоден для педагогических и концертных целей. Лирический характер песен помогает напевности и раскрепощению голосового аппарата. Шуточные песни активируют исполнительскую сторону, освобождая от излишней вокально-технической озабоченности. Лаконичные песни малого диапазона и плавного голосоведения помогут находить наилучшую координацию в работе голосового аппарата. Это станет основой дальнейшего развития голоса. Народную песню можно назвать "энциклопедией" вокальных свойств голоса. Ведь фольклор рождён голосом. Люди поют из поколения в поколение лишь то, что им удобно. Однако литературный язык крестьянских песен порой архаичен. Это единственный недостаток фольклора.
Пение завышенного по трудности репертуара - распространённая ошибка, приносящая вред начинающим певцам. Если неопытный певец скован в трудном репертуаре (а это неизбежно), то в подсознание исполнителя прочно внедряется дефектное звучание. Эмоциональный стресс от такого выступления закрепляет некачественную фонацию. Пение - процесс сознательный и одновременно подсознательный. Многочисленные мышцы голосового аппарата, работающие в тесной взаимосвязи, не могут полностью контролироваться сознанием. Некоторые из этих мышц вообще не ощущаются.
Чтобы наладить сложную работу всех систем певческого органа, на первом этапе обучения надо не ставить лишних препятствий голосу. Усложнять вокально-технические задачи целесообразно после закрепления в подсознании непринуждённого, органичного звучания. На этом "фундаменте" дальнейшее развитие голоса будет более успешным и быстрым.
СОДЕРЖАНИЕ:
Русские народные песни
- Издалёка дроля пишет
- В деревне было Ольховке
- По Муромской дорожке
- По небу, по синему
- На окошке два цветочка
- Ласковая песенка
- Ах, когда б я прежде знала. Обработка М. Глинки
- Вниз по матушке по Волге. Обработка А. Гурилёва
- Я вечер в саду, младёшенька, гуляла. Обработка А. Гурилёва
- Ты поедешь, моя радость. Обработка А. Гурилёва
- Чернобровый, черноокий. Обработка К. Вильбоа
- Много песен мы пропели. Обработка А. Лядова
- Ходила младёшенька. Обработка Н. Римского-Корсакова
- У меня ль во садочке. Обработка Н. Римского-Корсакова
- Я сидела либо день, либо два. Обработка Н. Римского-Корсакова
- Про Добрыню. Обработка Н. Римского-Корсакова
- Уж ты поле моё, поле чистое. Обработка М. Балакирева
- Перед весной. Редакция П. Чайковского
- Петушок. Обработка А. Гречанинова
- Пряха. Обработка С. Погребова
- Тонкая рябина. Обработка Н. Миронова
- Зачем тебя я, милый мой, узнала. Обработка А. Титова
- Кабы Волга-матушка да вспять побежала. Обработка П. Куликова
- Ах ты, ноченька. Обработка Ан. Александрова
- Цвели, цвели цветики. Обработка М. Коваля
- Меж крутых бережков. Обработка Ю. Слонова
- Уж и что же ты, черёмушка. Обработка В. Свечиной-Кишенской
- Что за песни распевает наша Русь. Обработка О. Далецкого
- Липа вековая. Обработка О. Далецкого
- Как под горкой, под горой. Обработка О. Далецкого
- Лучинушка. Обработка О. Далецкого
- Зійду на гору, гляну на море (украинская). Обработка Я. Бигдая
- Добрый мельник (литовская). Обработка В. Шипулина
- Неман мой, Неман (литовская). Обработка М. Петраускаса
- Спи, моя милая (словацкая). Обработка В. Неедлы
- Утро наступает (польская). Обработка В. Иванникова
- Липонька в поле (польская)
- Колыбельная (латышская). Обработка А. Жилина
- Май идёт (немецкая)
- Тки, дочка (немецкая). Обработка К Молчанова
- Мой дорогой (английская). Обработка В. Уайттекера
- Майская хороводная (английская). Обработка неизвестного автора
- Кукушка (швейцарская). Обработка Р. Гунда
- Свадьба комара (чешская). Обработка Л. Яначека
- Мне моя матушка говорила (чешская). Обработка Я. Маликова
- Тётушка Мишель (французская). Обработка В. Сибирского
- Крошечный муж (французская). Обработка В. Сибирского
- Розовый бутон (датская). Обработка В. Сибирского
- Край родимый (норвежская). Обработка X. Мёллера
- Наша дружба (финская). Обработка С. Пальмгрена
- Дед Макдональд (американская)
- Прости. М. Яковлев
- Ветка. Н. Титов
- Разочарование. А. Варламов
- Внутренняя музыка. А. Гурилёв
- Грусть девушки. А. Гурилёв
- Жаворонок. М. Глинка
- Не щебечи, соловейку. М. Глинка
- Лихорадушка. А. Даргомыжский
- Гори, гори, моя звезда. П. Булахов
- Не пробуждай воспоминаний. П. Булахов
- И нет в мире очей. П. Булахов
- Я тебя с годами не забыла. Обработка П. Булахова
- Осень. П. Чайковский
- На старом кургане. В. Калинников
- Цветики. А. Чернявский
- Тятьки с мамкой не боюсь. В. Пергамент
- Серенада красавицы. Д. Кабалевский
- Девичья песня. А. Бабаев
- Колыбельная. М.Блантер
- Катюша. М. Блантер
- Живёт у нас в посёлке. М. Блантер
- Песенка Снегурочки. М. Парцхаладзе
- Пороша. Г. Струве
- Нивы сжаты. Г. Струве
- Песня об иве. А. Эшпай
- Весенняя песня. И.С. Бах
- День без тебя. Ж. Руссо
- Филли. Ф. Рази
- Тоска по весне. В. Моцарт
- Волшебник. В. Моцарт
- Прощание Молли. Л. Бетховен
- Малиновка. Л. Бетховен
- Приход весны. Р. Шуман
- Лотос. Р. Шуман
- Золотая рыбка. С. Монюшко
- Колыбельная. Й. Брамс
- Элегия. Ж. Массне
- Люблю тебя. Э. Григ
- Санта Лючия. Д. Коттрау