Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) - композитор, чье имя на протяжении двух столетий служит олицетворением музыки. Моцарт, причисляемый ныне к триаде великих венских классиков, начинал свою карьеру как чудо-ребенок. Но уже в юные годы он сделался зрелым, серьезным и глубоким музыкантом. С раннего детства прекрасно владея фортепиано, Моцарт на протяжении всей своей творческой жизни импровизировал на этом инструменте - и сочинял фортепианные пьесы, сонаты, концерты...
Сонаты Моцарта - жемчужины мирового фортепианного репертуара. Они соединяют в себе живость чувства, содержательную глубину с относительной технической простотой. Как однажды пошутил маленький Вольфганг (речь шла о его собственном сочинении): «Разве это трудно? Это может сыграть даже ребенок! Например, я...»
Первые сонаты, дошедшие до нас и вошедшие в традиционное собрание сонат Моцарта (многие ранние опусы были утеряны, еще большее число пьес просто импровизировалось и не записывалось), созданы в 1974 году, в возрасте 18 лет, в Зальцбурге и Мюнхене. Стоит заметить, что большая часть моцартовских клавирных произведений создавалась уже не для клавесина (чембало), а для нового тогда инструмента под названием «фортепиано» (правда, конструкция его была несколько иной, нежели сейчас, а звук - менее мощным, поэтому исполнители, играющие на инструментах моцартовского времени - или их копиях - называют тогдашний инструмент «молоточковым фортепиано»).
В сонате соль мажор (1974, К 283), написанной в Зальцбурге, Моцарт следует итальянскому стилю - легкому и непринужденному. Одновременно он находит и свои собственные краски, мелодические и фактурно-пианистические.
Сочиненная в 1778 году в Париже соната до мажор (К 330) принадлежит к той же линии моцартовских сонат - светлой и беззаботной. Исследователь творчества Моцарта Альфред Эйнштейн писал о ней: «Это одна из самых очаровательных сонат, когда-либо написанных Моцартом, где даже тени, омрачающие Andante cantabile, растворяются в безоблачной ясности; пожалуй, и здесь самое пленительное - та немудреная песенка, которой начинается вторая часть финала».
Разительный контраст к первым двум сонатам сборника представляет собой третья. Это знаменитая соната до минор (К 457) с предпосланной ей до-минорной фантазией (K 475). Хотя Моцарт и написал фантазию спустя полтора года после создания самой сонаты, важно, что опубликовал он эти сочинения вместе, как единое целое. (Впрочем, если в концертной практике в этом отношении обычно придерживаются авторской воли, то в учебной часто исполняют их по отдельности.) Об этой фантазии Альфред Эйнштейн сказал: «Фантазия эта дает нам самое яркое представление о могучем таланте Моцарта-импровизатора... Музыка ее так выразительна, что думается, способна подавить сонату, и все же не подавляет ее». О сонате: «Это взрыв, вспышка сильнейшего душевного возбуждения, для воплощения которого необходим уже... патетический бетховенский c-moll».
СОДЕРЖАНИЕ:
- Соната № 5 соль мажор (К. 283)
- Соната № 10 до мажор (К. 330)
- Соната № 14 до мажор, до минор (К. 475, 457)