Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) - композитор, чье имя на протяжении двух столетий служит олицетворением музыки. Моцарт, причисляемый ныне к триаде великих венских классиков, начинал свою карьеру как чудо-ребенок. Но уже в юные годы он сделался зрелым, серьезным и глубоким музыкантом. С раннего детства прекрасно владея фортепиано, Моцарт на протяжении всей своей творческой жизни импровизировал на этом инструменте и сочинял фортепианные пьесы, сонаты, концерты...
Соната ми-бемоль мажор (К 282), написанная в 1774 году в Зальцбурге, в возрасте 18 лет, несет на себе отпечаток влияния сонат Гайдна, с которыми Моцарт мог познакомиться незадолго до написания серии своих сонат 1774-1775 года.
Соната до мажор (К 309) создана в 1777 году в Мангейме. Моцарт часто публично импровизировал свои сонаты, лишь потом по памяти записывая прозвучавшее. О происхождении до-мажорной сонаты имеются достоверные сведения. Моцартовед Альфред Эйнштейн пишет: «Моцарт сымпровизировал ее 22 октября, во время последнего своего концерта в Айгсбурге. Точнее, речь идет о двух крайних частях, среднюю он потом заменил, как он сам об этом сообщает (24 октября 1777 г.): „Потом я неожиданно сыграл великолепную сонату в C-dur, прямо так, из головы, с Рондо в конце. Вот уж было и бурно и шумно».
Соната ля минор (К 310), написанная в 1778 году в Париже, одно из трагических произведений Моцарта. По словам того же Альфреда Эйнштейна, она «драматична и исполнена неумолимой мрачности» (Моцарт вообще трактовал ля минор как «тональность безотрадную»). В ней Моцарт, испытывавший в юности воздействие разнообразных стилей, выступает как художник с резко очерченной индивидуальностью.
Соната си-бемоль мажор (К 333, Париж) написана в 1778 году. Это сочинение, наполненное подкупающее напевными мелодиями, несет на себе черты той узнаваемой с первых звуков моцартовской индивидуальности, которую слушатели знают по более поздним, зрелым сочинениям композитора.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Соната № 4 ми-бемоль мажор (К. 282)
- Соната № 7 до мажор (К. 309)
- Соната № 8 ля минор (К. 310)
- Соната № 13 си-бемоль мажор (К. 333)