«Метнер появился сразу какой-то готовый, будто Афина-Паллада из головы Зевса. Не было у Метнера слабых, ранних произведений, — такое мастерство, что эти сочиинения могли быть созданы и в пору, куда более позднюю» (А. Б. Гольденвейзер). Николай Карлович Метнер (1880–1951) опубликовал всего 62 опуса: 3 концерта для фортепиано с оркестром, 10 циклов фортепианных сказок, 14 сонат для фортепиано, 3 скрипичных сонаты, более 100 романсов. Композитору ближе всего вокальная и фортепианная музыка. В этом его сходство с Шопеном. Треть сочинений композитора написаны в сонатной форме. 9 из 14 сонат написаны в форме одночастных сочинений, где сохранены признаки классической структуры. «Метнер родился с сонатной формой…», — писал С. И. Танеев. Одночастная соната a-moll, ор. 30, была начата перед Первой мировой войной, в 1913 году и впервые исполнена в авторском концерте 20 февраля 1915 года. Среди музыкантов, близких Метнеру, соната называлась «военной». Метнер не только откликнулся на события, переживаемые его родиной и