Встреча весной 1891 года с кларнетистом Мейнингенского оркестра Р. Мюльфельдом побудила Брамса к созданию ряда произведений с участием кларнета, в число которых вошли две сонаты для кларнета и фортепиано (впоследствии композитор сделал редакцию для альта). Эти сочинения относятся к позднему периоду творчества, времени подведения итогов творческих исканий. Фа минорная соната воплотила в себе эталонные черты заключительного периода: в полифонической изысканности голосов-участников ансамбля и, одновременно, в гармонической простоте; в сбалансированном соотношении индивидуального-лирического и общего жанрового начал (возьмем, к примеру, классицистскую конструкцию сонаты: патетическая первая часть - жанрово-бытовой финал); в гармоничном, без излишнего напряжения и психологических надломов, восприятии картины мира.
Издание предваряет вступительное слово редактора серии, выдающегося музыканта и педагога Алексея Владимировича Людевига, в котором он объясняет логику расстановки редакторских фразировочных, артикуляционных и штриховых указаний.