Драматическая одночастная соната для фортепиано (1962 год) относится к ранним работам Слонимского. В те же годы композитор работает над «Икаром», «Концертом-буфф», «Виринеей». Одночастная поэмная форма содержит в себе приметы традиционного цикла: вступление-монолог, токкатное аллегро, подытоживающий действие финал с исчезающей, растворяющейся кодой. «Каркас» формы — несколько разноликих тем, постепенно вызревающих, трансформирующихся, «бликующих» в нервном пульсирующем сюжете. Все здесь подчинено стремлению к отделке деталей, к числу которых относится и особая ритмическая «выделка», и регистровая нюансировка (охват крайних регистров, взаимодействие регистровых пластов).
Материал в сонате использован самый разнообразный: старинная протяжная песня, отголоски знаменного пения, церковного пения, лихой пляс, многообразные речевые интонации. При этом здесь отсутствует всяческая эклектика и нарочитый монтаж, все эти разнородные стилистические пласты оказываются органично сплавленными в единый авторский стиль.