Публикуемая в настоящем издании Восьмая соната для фортепиано Г. Вавилова являет собой удивительный образец современного подхода к традиционному, казалось бы, жанру. Классическая фортепианная соната, сформировавшаяся в творчестве венских классиков — Гайдна, Моцарта, Бетховена, — на протяжении ХIХ и в особенности ХХ века претерпевала изменения. Устоявшаяся многочастная форма уже в творчестве Листа трансформировалась в одночастную композицию, в структуре которой можно обнаружить черты цикла. Дальнейшая эволюция сонатной формы, проходившая в творчестве русских композиторов — Скрябина, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича, Тищенко, Щедрина, Слонимского и других, — привела к новой трактовке сонатности, поиску новых принципов формообразования.