О каждой из десяти фортепианных сонат Бориса Тищенко можно сказать: «Занимает особое место в творчестве композитора». Но при всем богатстве и разнохарактерности образов, тематизма, формообразующих решений очевидно объединяющее симфоническое начало, которое проявляется в масштабности замыслов, чрезвычайном драматизме музыкального развития, а также в особом подходе к фортепианной фактуре, часто ассоциирующейся с оркестровой партитурой.
Находясь в мегацикле между неистовой Третьей и трагичнейшей Пятой сонатами, Соната № 4 является островом солнца, света и радости.
Фактура первой части предельно аскетична, в ней отсутствует традиционная сонатная форма, нет никаких ритмических изысков, и цельность подхода к брутальной кульминации достигается постепенной ладовой трансформацией, обострением интервалики. Вторая часть - это, по словам автора, признание в любви Праге, прекрасному городу, которому и посвящена соната, любование пражскими остроконечными крышами и шпилями. А с точки зрения музыкальных новшеств очень интересна ювелирная работа с ритмом, создающая впечатление rubato. Финал имеет определенно джазовую природу, так и хочется присоединить ударную установку, подчеркивающую жесткую ритмичность, которая, однако, внезапно разрушается при помощи юмористического звукоизобразительного эффекта завывающей милицейской сирены.
Эта соната украсит репертуар концертирующих пианистов, а также может быть рекомендована к исполнению студентами консерватории.
Находясь в мегацикле между неистовой Третьей и трагичнейшей Пятой сонатами, Соната № 4 является островом солнца, света и радости.
Фактура первой части предельно аскетична, в ней отсутствует традиционная сонатная форма, нет никаких ритмических изысков, и цельность подхода к брутальной кульминации достигается постепенной ладовой трансформацией, обострением интервалики. Вторая часть - это, по словам автора, признание в любви Праге, прекрасному городу, которому и посвящена соната, любование пражскими остроконечными крышами и шпилями. А с точки зрения музыкальных новшеств очень интересна ювелирная работа с ритмом, создающая впечатление rubato. Финал имеет определенно джазовую природу, так и хочется присоединить ударную установку, подчеркивающую жесткую ритмичность, которая, однако, внезапно разрушается при помощи юмористического звукоизобразительного эффекта завывающей милицейской сирены.
Эта соната украсит репертуар концертирующих пианистов, а также может быть рекомендована к исполнению студентами консерватории.