Шопен в разные периоды творчества создал три фортепианные сонаты. Во всех сонатах Шопен сохраняет традиционную структуру четырехчастного классического цикла.
Третья соната, h-moll, ор. 58, создана Шопеном в 1844. Она являет собой полную противоположность Второй, олицетворяя светлое, пасторальное, умиротворенное начало. Будто в противовес трагизму и драматичности (характерным для Шопена 1830-х годов), здесь царит ощущение спокойной красоты жизни. Соната пленяет обилием образов, щедростью тем. В сонате господствуют темы, являющиеся носителем светлых образов - все «диссонирующие» эмоциональные элементы побеждены преобладающими светлыми тонами.
Музыковед Валентина Конен писала о Третьей сонате Шопена:
И нежная лиричность «ноктюрнообразной» побочной темы, и «рыцарская» слегка «полонезная» тема Largo, и её умиротворенно-созерцательный серединный эпизод, и «пантеистическое» скерцо, со своим сосредоточенно-хоральным эпизодом развертывают перед слушателем разнообразные стороны образа величественной душевной успокоенности.
Вниманию музыкантов и учащихся предлагается серия изданий - произведения Шопена под редакцией Кароля Микули.