Шопен в разные периоды творчества создал три фортепианные сонаты. Во всех сонатах Шопен сохраняет традиционную структуру четырехчастного классического цикла.
Вторая соната Шопена, b-moll, ор. 35, создана в 1837-1839. По монументальности концепции она не имеет себе равных в романтической музыке. Шопен предстает в ней достойным продолжателем Бетховена. Но романтическая трепетность, предельная острота страдальческих настроений в этой сонате - романтические. Трагедийный финал также резко противостоит концепциям классиков. Идея сонаты выросла из образа «Похоронного марша» (третья часть сонаты), который Шопен сочинил после окончательного разрыва с Марией Водзинской, - и именно в этот период композитор осознал, что ему не суждено вернуться на родину.
Музыковед Валентина Конен писала о Второй сонате Шопена:
Гражданская тема гибели целого народа, тема крушения народных надежд выражена в ней с предельной силой… Как известно, Шопен за всю свою жизнь не написал ни одной оперы. Но в своей b-moll’ной сонате, не прибегая к слову, пению и сценическим элементам, он создал подлинную «инструментальную драму» - своеобразную гражданскую трагедию, в которой чувства, чаяния, страдания целого народа выражены с такой громадной, обобщающей силой, что ее значение выходит далеко за рамки конкретной трагедии польского восстания прошлого века. Наряду с «Похоронным маршем» Бетховена и Шестой симфонией Чайковского, b-moll’ная соната Шопена являет собою высшее выражение трагедийного начала в музыке.
Вниманию музыкантов и учащихся предлагается серия изданий - произведения Шопена под редакцией Кароля Микули.
Кароль Микули (1821-1897) - польский пианист, композитор и педагог, ученик Шопена с 1844 по 1847 год, автор пьес для фортепиано, ансамблевых сочинений, песен. Как пианист Микули давал концерты во Франции, Австрии, России и Румынии, был горячим пропагандистом сочинений Шопена.