Дмитрий Алексеевич Толстой - русский композитор, сын А.Н. Толстого. В 1947 окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции Б. Арапова, в 1950 - аспирантуру (у Д. Шостаковича, затем у В. Волошинова). Автор опер - «Русский характер» по А. Толстому (1966, Ленинградская студия телевидения), «Маскарад» по драме М. Лермонтова (1957, Пермский театр оперы и балета), «Марюта» по повести Б. Лавренёва «Сорок первый» (1960, там же; 2-я ред. под названием «Повесть об одной любви», (1965, театр оперы и балета им. Кирова); балетов - «Нунча» по итальянской сказке М. Горького (1964, спектакль Ленинградского хореографического училища) и «Аэлита» (соч. 1966) по роману А. Толстого; музыки к драматическим спектаклям и других произведений.
В творчестве Дмитрия Алексеевича Толстого фортепианная музыка имеет большое и важное для установления его творческой манеры значение. Композитором написаны 30 сонат для фортепиано, 24 прелюдии для фортепиано, программные фортепианные циклы «Сказки Андерсена» и «Пестрые листки», 30 инвенций для фортепиано, «Зеленая тетрадь» - сборник для детей и юношества, фортепианный концерт с сопровождением симфонического оркестра. (Здесь уже не говорится о сонатах для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано и пяти фортепианных трио.)
Среди сонат Д.А. Толстого 12-й сонате отведено особое место. Вот что по этому поводу говорит сам композитор:
«12-я соната посвящена памяти Татьяны Лещенко. Я знал ее; она была красивой и обаятельной женщиной и прекрасным музыкантом. Понимая, что всякую красоту, - красоту природы, красоту страстной, мечтательной человеческой души и просто телесную красоту лучше всего отразит та музыка, на которой лежит печать первозданности, иными словами, музыка, близкая к старинной, я решил 12-ю сонату всю написать в старинных древнегреческих ладах. Они также семиступенны, но отличаются от традиционных мажора и минора различными интервалами в гамме. В сонате соседствуют и чередуются лады: лидийский, дорийский, миксолидийский, два лада, идентичные натуральному мажору и натуральному минору, т. е. ионийский и эолийский, и специально введенные в сонату лады мелодического мажора и мелодического минора. Все это придает музыке особый колорит, позволяет назвать сонату „античной“. (Разумеется, все эти ассоциации условны.) Важно, что все в этой сонате, включая и самый ее интонационный строй, подчинено одной задаче: средствами чистой музыки воссоздать образ неувядающей красоты».
В творчестве Дмитрия Алексеевича Толстого фортепианная музыка имеет большое и важное для установления его творческой манеры значение. Композитором написаны 30 сонат для фортепиано, 24 прелюдии для фортепиано, программные фортепианные циклы «Сказки Андерсена» и «Пестрые листки», 30 инвенций для фортепиано, «Зеленая тетрадь» - сборник для детей и юношества, фортепианный концерт с сопровождением симфонического оркестра. (Здесь уже не говорится о сонатах для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано и пяти фортепианных трио.)
Среди сонат Д.А. Толстого 12-й сонате отведено особое место. Вот что по этому поводу говорит сам композитор:
«12-я соната посвящена памяти Татьяны Лещенко. Я знал ее; она была красивой и обаятельной женщиной и прекрасным музыкантом. Понимая, что всякую красоту, - красоту природы, красоту страстной, мечтательной человеческой души и просто телесную красоту лучше всего отразит та музыка, на которой лежит печать первозданности, иными словами, музыка, близкая к старинной, я решил 12-ю сонату всю написать в старинных древнегреческих ладах. Они также семиступенны, но отличаются от традиционных мажора и минора различными интервалами в гамме. В сонате соседствуют и чередуются лады: лидийский, дорийский, миксолидийский, два лада, идентичные натуральному мажору и натуральному минору, т. е. ионийский и эолийский, и специально введенные в сонату лады мелодического мажора и мелодического минора. Все это придает музыке особый колорит, позволяет назвать сонату „античной“. (Разумеется, все эти ассоциации условны.) Важно, что все в этой сонате, включая и самый ее интонационный строй, подчинено одной задаче: средствами чистой музыки воссоздать образ неувядающей красоты».