Свою первую сонату, посвященную великому учителю и кумиру Д.Д. Шостаковичу, Борис Тищенко начал писать еще студентом в 1957 году. Многие годы спустя он вернулся к этому сочинению, переработав первую часть и дописав еще три, превратив когда-то начатый опус в концептуальное произведение, объединенное общей символической идеей - во всех частях цикла скрыта монограмма Шостаковича DSCH.
Соната «говорит» на множестве языков. В первой части - серьезной, самоуглубленной - проглядывает и прокофьевский авангардизм, и некий футуристический импрессионизм. Вторая часть несколько «заземляет» серьезность первой (в основе ее - фокстротно-джазовая стилистика, отстранение в легкий жанр). Медитативная третья звучит очень своеобычно, по музыке напоминает письмо нововенцев - словно «приглаженная» пуантилистическая техника, «наложенная» на красочную гармонию. И вся эта красочность неожиданно модулирует в «сложную простоту» - окончание части неожиданно приобретает некую философскую возвышенность. Финал сонаты более традиционен - сжатый, компактный, по своему настроению он отсылает к началу сонаты. Мощно звучит символическая музыкальная монограмма, сменяемая то бурным виртуозным течением, то подобием некой гротескной танцевальности.
Соната «говорит» на множестве языков. В первой части - серьезной, самоуглубленной - проглядывает и прокофьевский авангардизм, и некий футуристический импрессионизм. Вторая часть несколько «заземляет» серьезность первой (в основе ее - фокстротно-джазовая стилистика, отстранение в легкий жанр). Медитативная третья звучит очень своеобычно, по музыке напоминает письмо нововенцев - словно «приглаженная» пуантилистическая техника, «наложенная» на красочную гармонию. И вся эта красочность неожиданно модулирует в «сложную простоту» - окончание части неожиданно приобретает некую философскую возвышенность. Финал сонаты более традиционен - сжатый, компактный, по своему настроению он отсылает к началу сонаты. Мощно звучит символическая музыкальная монограмма, сменяемая то бурным виртуозным течением, то подобием некой гротескной танцевальности.