Данное сольфеджио предназначено для самостоятельной работы студентов дирижерско-хоровых факультетов высших музыкальных учебных заведений. Учебник состоит из нескольких разделов, соответствующих основным формам работы по сольфеджио: интонационным упражнениям, гармоническому анализу на слух, музыкальным диктантам, сольфеджированию.
Музыкальные примеры в учебнике представляют собой фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, современных композиторов, народного музыкального творчества и авторские, принадлежащие одному из создателей данного сольфеджио - В. Кирилловой.
Материал учебника может быть использован на теоретических и исполнительских отделениях консерваторий и музыкальных училищ.
Печатается по: Кириллова В., Попов В. Сольфеджио. М., Музыка, 1986.
Предисловие ко второму изданию
Раздел первый. ИНТОНАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА СЛУХ
Методические указания
Диктанты одноголосные
Раздел третий. СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ
Методические указания
Одноголосие
Список рекомендуемой учебной литературы
Музыкальные примеры в учебнике представляют собой фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, современных композиторов, народного музыкального творчества и авторские, принадлежащие одному из создателей данного сольфеджио - В. Кирилловой.
Материал учебника может быть использован на теоретических и исполнительских отделениях консерваторий и музыкальных училищ.
Печатается по: Кириллова В., Попов В. Сольфеджио. М., Музыка, 1986.
СОДЕРЖАНИЕ:
От авторов. Предисловие к первому изданиюПредисловие ко второму изданию
Раздел первый. ИНТОНАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА СЛУХ
- Методические указания
- I. Трезвучия главных ступеней лада и их обращения. Простейшие кадансовые средства: кадансовый квартсекстаккорд и доминантсептаккорд в каденции
- II. Обращения доминантсептаккорда. Доминантсептаккорд внутри построения. Секстаккорд II ступени в каденции
- III. Трезвучие II ступени и его обращения
- IV. Трезвучие VI ступени и его обращения
- V. Септаккорд II ступени и его обращения
- VI. Септаккорд VII ступени и его обращения
- VII. Трезвучие III ступени мажора и его обращения. Секстаккорд и квартсекстаккорд VII ступени
- VIII. Более сложные аккорды доминантовой группы. Аккорды с добавочными и заменными тонами
- IX. Фригийский оборот
- Х. Натуральный минор. Параллельно-переменный лад
- XI. Побочные септаккорды и нонаккорды
- XII. Аккорды группы двойной доминанты
- XIII. Трезвучие второй пониженной ступени и его обращения. Вспомогательный септаккорд к доминанте (вводный в субдоминанту)
- XIV. Отклонения и модуляции в тональности диатоническоrо родства
- XV. Органный пункт. Педаль. Остинато
Методические указания
Диктанты одноголосные
- I. Диатоника
- II. Отклонения и модуляции в тональности диатонического родства. Эллипсис
- III. Хроматизм и альтерация
- IV. Отклонения и модуляции в тональности недиатонического родства
- I. Диатоника
- II. Хроматизм и альтерация
- III. Отклонения и модуляции в тональности диатонического родства. Эллипсис
- IV. Особые диатонические лады
- V. Отклонения и модуляции в тональности недиатонического родства
- VI. Различные трудности
- I. Отклонения и модуляции в тональности диатонического родства. Хроматизм и альтерация
- II. Отклонения и модуляции в тональности недиатонического родства
Раздел третий. СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ
Методические указания
Одноголосие
- I. Диатоника
- II. Отклонения и модуляции. Эллипсис
- III. Хроматизм и альтерация
- IV. Лады
- V. Некоторые метроритмические трудности
- VI. Совмещение различных трудностей
- VII. Народное одноголосие с текстом
- VIII. Одноголосие с сопровождением
- Список рекомендуемой музыкальной литературы для пения с сопровождением
- I. Двухголосие гомофонно-гармоннческое (с элементами полифонии) и полифоническое
- Список некоторых произведений И. С. Баха, рекомендуемых для двухголосного пения
- II. Народное двухголосие с текстом, двухголосие с текстом и сопровождением
- Список музыкальной литературы, рекомендуемой для двухголосного пения с сопровождением фортепиано
Список рекомендуемой учебной литературы