Творчество выдающегося русского композитора последней трети ХХ века Валерия Александровича Гаврилина (1939–1999) — яркая и самобытная грань мирового музыкального искусства. Стиль музыки Гаврилина узнаётся сразу, у нее есть подражатели. Она покоряет естественной мелодичностью, современным национальным колоритом, сердечностью и искренностью, глубоким душевным сочувствием к заботам и чаяниям обыкновенных людей. Она красива и серьезна, она улыбчива и печальна, она интимно доверительна и широка душой. После грандиозного успеха фильма-балета «Анюта» (1982), после трагедийно-сокровенного фильма-балета «Дом у дороги» (1984) их сценарист и постановщик, выдающийся режиссёр А. А. Белинский снова обращается к Валерию Гаврилину с предложением очередной совместной работы в этом жанре: создать для телевидения балет по театральной трилогии А. Н. Островского «Женитьба Бальзаминова». Идея подобного балета, видимо, опять не обошлась без такого немаловажного импульса, как демонстрировавшийся в нашей стране ранее (начиная с 1964