Реквием - одно из ряда духовных сочинений Шнитке, написанных после смерти его матери в 1972 году. Непосредственным откликом на потерю стала работа над Фортепианным квинтетом, оконченным в 1976 году. По первоначальной идее одна из его частей должна была в инструментальной форме объединить все части реквиема, но скоро композитор осознал, что музыкальный материал приобретает вокальный характер, и в итоге возникли два самостоятельных опуса. В то время Шнитке получил заказ на музыку к постановке «Дона Карлоса» Шиллера в московском Театре имени Моссовета. Он решил, что это позволяет обратиться к тексту реквиема, и прервал работу над квинтетом, чтобы сосредоточиться на новом замысле. «Дон Карлос», отражающий религиозные перипетии в католической Испании XVI века, давал подходящий контекст для духовной музыки, а заодно помогал обойти государственную цензуру с ее враждебностью религии. Однако Шнитке подчеркивал, что его Реквием был задуман для концертного исполнения, а заказ от театра лишь облегчил воплощение замысла.
CОДЕРЖАНИЕ:
Страница автографа Реквиема
Предисловие
От редактора
Esecutori
РЕКВИЕМ из музыки к драме Шиллера «Дон Карлос»
1. Requiem
2. Kyrie
3. Dies irae
4. Tuba mirum
5. Rex tremendae
6. Recordare
7. Lacrimosa
8. Domine Jesu
9. Hostias
10. Sanctus
11. Benedictus
12. Agnus Dei
13. Credo
14. Requiem
Комментарии