Публикация Собрания сочинений Альфреда Шнитке - совместный проект издательства «Композитор • Санкт-Петербург» и Архива Альфреда Шнитке в Лондонском университете. Издание рассчитано на исполнителей и исследователей, а также на всех любителей музыки. Тексты публикуемых сочинений сверены с авторскими или авторизованными рукописями и предшествующими изданиями и отредактированы ведущими исполнителями музыки Шнитке, работавшими с композитором.
Первый скрипичный концерт, который Шнитке предлагал называть своим «опусом один», написан в 1956-1957 годах, еще на четвертом курсе Moсковской консерватории. Если не считать ранней Сонаты для скрипки и фортепиано № 0 (впервые опубликованной в настоящем собрании), это первое из многочисленных сочинений Шнитке для скрипки. Оно создавалось параллельно с хорами на стихи М. Лермонтова, М. Исаковского и А. Прокофьева, ораторией «Нагасаки» и кантатой «Песни войны и мира». В то время молодой композитор серьезно интересовался и фольклором и новым языком западной музыки ХХ века, а в конце 1950-х годов у отечественных музыкантов наконец появилась возможность детально познакомиться с произведениями Шёнберга, Веберна, Берга, Булеза, Ноно, Штокхаузена.
Концерт возник как раз в тот период, когда Шнитке вырабатывал собственный стиль, пытаясь впитать и вместе с тем преодолеть множество влияний. «Я вижу в работе над этим концертом судорожный поиск самого себя... - говорил композитор. - Это еще звуковой мир Чайковского - Рахманинова, „омраченный“ чертами музыки Шостаковича и современными принципами оркестровки. Но в нем есть нечто такое, что появится в моей музыке позже, и поэтому сочинение имеет право называться Первым скрипичным концертом».
Первый скрипичный концерт, который Шнитке предлагал называть своим «опусом один», написан в 1956-1957 годах, еще на четвертом курсе Moсковской консерватории. Если не считать ранней Сонаты для скрипки и фортепиано № 0 (впервые опубликованной в настоящем собрании), это первое из многочисленных сочинений Шнитке для скрипки. Оно создавалось параллельно с хорами на стихи М. Лермонтова, М. Исаковского и А. Прокофьева, ораторией «Нагасаки» и кантатой «Песни войны и мира». В то время молодой композитор серьезно интересовался и фольклором и новым языком западной музыки ХХ века, а в конце 1950-х годов у отечественных музыкантов наконец появилась возможность детально познакомиться с произведениями Шёнберга, Веберна, Берга, Булеза, Ноно, Штокхаузена.
Концерт возник как раз в тот период, когда Шнитке вырабатывал собственный стиль, пытаясь впитать и вместе с тем преодолеть множество влияний. «Я вижу в работе над этим концертом судорожный поиск самого себя... - говорил композитор. - Это еще звуковой мир Чайковского - Рахманинова, „омраченный“ чертами музыки Шостаковича и современными принципами оркестровки. Но в нем есть нечто такое, что появится в моей музыке позже, и поэтому сочинение имеет право называться Первым скрипичным концертом».