В творчестве Петра Ильича Чайковского (1840–1893) симфоническая музыка занимает особое место. Как писал сам композитор в письме своему другу и меценату, преданной поклоннице его творчества Н. Ф. фон Мекк, создание симфоний было для него «чисто лирическим процессом», «музыкальной исповедью души». Шестая симфония — последнее симфоническое произведение Чайковского, в которое, по собственному признанию, он вложил «без преувеличения всю свою душу», — была создана в год смерти композитора. Как и его кумир Моцарт, Чайковский, вероятно, предчувствовал приближающийся конец, и Шестая симфония стала своеобразным русским реквиемом: не даром в ней использован напев «Со святыми упокой». Работа над симфонией началась 4 февраля 1893 года в подмосковном городе Клин. 24 марта были окончены черновые эскизы. Далее последовали сочинение фортепианных пьес соч. 72 и романсов на стихи Д. Ратгауза, в мае-июне состоялась поездка по Европе, по возвращении Чайковский был занят завершением работы над Третьим фортепианным концертом. И л