Появление данного учебного пособия связано с тем, что традиционная Программа по музыкальной литературе для ДМШ вышла и свет в 1956 году и, не меняясь качественно, выдержала затем несколько переизданий (1962, 1970, 1979, 1982 годы). Естественно, многие установки и тематические планы типовой программы устарели и не соответствуют требованиям новых подходов и методик музыкального воспитания детей.
В последние годы стали появляться другие модели программы, учебные планы, адаптирующие содержание курса к новым историческим и социокультурным условиям, к новым тенденциям комплексного эстетического образования детей. Настоящее учебное пособие опирается на многолетний опыт преподавания предмета «Музыкальная литература» в ДМШ, изложенный в авторских программах и методических рекомендациях Е. Лисянской, Ю. Агеевой, Л. Хотунцова, М. Куклинской и др. Поскольку основными задачами курса музыкальной литературы являются формирование у детей любви и интереса к серьезному музыкальному искусству, понимание основ музыкального творчества, развитие их музыкальных способностей, цель пособия первого года обучения - ввести ребят в многообразный мир музыкальных понятии и знаний.
Учебное пособие для третьего года обучения охватывает огромный период развития русской музыки: от древнерусской эпохи вплоть до конца XIX века. Помимо традиционных тем в него вошли занятия, посвященные развитию русской музыкальной культуры до Глинки, особенностям художественной жизни России во второй половине XIX века. Монографические занятия включают также разбор произведений, не вошедших в традиционную Программу курса музыкальной литературы. При создании данного автор имел ввиду и то, что к числу основных задач музыкальных школ относится не только развитие музыкальных способностей детей, понимания основ классического и современного музыкального творчества, но и подготовка активных слушателей и любителей музыки.
СОДЕРЖАНИЕ:
Занятие 1. Древнерусская музыка
Занятие 2. Русская музыка XVIII века
Занятие 3. Творцы русской комической оперы XVIII века
Занятие 4. Старшие современники Глинки
- Михаил Иванович Глинка (1804-1957)
Занятия 7 и 8. Опера «Иван Сусанин»
Занятие 9. Симфоническое творчество Глинки
Занятие 10. Романсы М.И. Глинки
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)
Занятие 12. Романсы и песни Даргомыжского
Занятие 13. Опера «Русалка»
Занятие 14. Русская музыка второй половины XIX века
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
Занятие 16. Богатырская симфония
Занятия 17 и 18. Опера «Князь Игорь»
Занятие 19. Романсы Бородина
- Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
Занятия 22 и 23. Оперное творчество Мусоргского. Опера «Борис Годунов»
Занятие 24. Романсы и песни Мусоргского
Занятие 25. Фортепианное творчество Мусоргского. «Картинки с выставки»
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)
Занятие 28. Симфоническое творчество Римского-Корсакова. «Шехерезада»
Занятия 29 и 30. Опера «Снегурочка»
- Петр Ильич Чайковский (1840-1893)
Занятие 33. Симфония № 1 «Зимние грезы»
Занятие 34. Оперное творчество Чайковского. «Евгений Онегин»
Занятие 35. Заключительное
- Список приложений на компакт-диске