Появление данного учебного пособия связано с тем, что традиционная Программа по музыкальной литературе для ДМШ вышла и свет в 1956 году и, не меняясь качественно, выдержала затем несколько переизданий (1962, 1970, 1979, 1982 годы). Естественно, многие установки и тематические планы типовой программы устарели и не соответствуют требованиям новых подходов и методик музыкального воспитания детей.
В последние годы стали появляться другие модели программы, учебные планы, адаптирующие содержание курса к новым историческим и социокультурным условиям, к новым тенденциям комплексного эстетического образования детей. Настоящее учебное пособие опирается на многолетний опыт преподавания предмета «Музыкальная литература» в ДМШ, изложенный в авторских программах и методических рекомендациях Е. Лисянской, Ю. Агеевой, Л. Хотунцова, М. Куклинской и др. Поскольку основными задачами курса музыкальной литературы являются формирование у детей любви и интереса к серьезному музыкальному искусству, понимание основ музыкального творчества, развитие их музыкальных способностей, цель пособия первого года обучения - ввести ребят в многообразный мир музыкальных понятии и знаний.
Данное пособие строится на чередовании монографических тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявить не только характерные особенности отдельных произведений, но и черты стиля великих композиторов, установить взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Адаптированный характер пособия позволил добавить обзорные темы по европейской культуре второй половины XIX века: композиторы-романтики Ф. Лист, Р. Шуман, Э. Григ, опера XIX века, импрессионизм. Жанровое разнообразие произведений способствует расширению и углублению ранее полученных знаний. Понимая, что одной из задач предмета нужно считать подготовку активных слушателей и любителей музыки, автор включил в пособие большой объем ознакомительного материала, адресованного широким массам детской аудитории.
СОДЕРЖАНИЕ:
Занятие 1. Введение
Занятие 2. Искусство барокко
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Занятие 5. Полифонические произведения Баха
Занятие 6. Сюиты Баха
Занятие 7. Органные произведения Баха
- КЛАССИЦИЗМ. ВЕНСКАЯ ШКОЛА
- Йозеф Гайдн (1732-1809)
Занятие 9. Симфоническое творчество Гайдна
Занятие 10. Фортепианные сонаты Гайдна
Занятие 11. Оратории Гайдна
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Занятие 14. Творчество В.А. Моцарта
Занятие 15. Опера «Свадьба Фигаро»
- Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
Занятие 18. Творчество Бетховена. Фортепианная музыка
Занятие 19. Симфоническое творчество Бетховена
Занятие 20. Увертюры Бетховена
Занятие 21. Романтизм как художественное направление
- Франц Шуберт (1797-1828)
Занятие 23. Вокальное творчество Шуберта
Занятие 24. Фортепианная музыка Шуберта
Занятие 25. Симфония си минор «Неоконченная»
- Фридерик Шопен (1810-1849)
Занятие 27 и 28. Творчество Фридерика Шопена
Занятие 29. Фортепианная музыка композиторов-романтиков
Занятие 30. Развитие оперы в XIX веке
Занятие 31. Дальнейшие пути развития европейской музыки в конце XIX- начале XX века
- Заключительное занятие
- Список приложений на компакт-диске