«Школа-самоучитель игры на балалайке» Геннадия Андрюшенкова рекомендована Комитетом по культуре администрации Санкт-Петербурга в качестве учебного пособия для детских музыкальных школ, музыкальных училищ и самообучения.
ОТ АВТОРА:
Среди множества существующих музыкальных инструментов вы выбрали балалайку, самобытное создание русского народа. Наделенная богатством разнообразных приемов игры, яркостью и красочностью звучания, балалайка с равным успехом используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Постоянно раскрываются все новые и новые ее возможности, чему способствует распространение ее не только в профессиональном исполнительстве, но и в художественной самодеятельности, в домашнем любительском музицировании.
Еще одно, и немалое достоинство балалайки - относительная несложность ее освоения. При достаточном усердии вы довольно скоро достигнете значительных успехов, и автор надеется, что предлагаемый Самоучитель поможет вам в этом. Основное предназначение Самоучителя - служить руководством музыкантам-любителям, желающим самостоятельно освоить балалайку приму. Наряду с этим он может быть использован как методическое и учебное пособие в помощь руководителям и студентам-заочникам музыкальных, а также культурно-просветительных учебных заведений.
Особенность данного пособия, отличающая его от других самоучителей для балалайки, состоит в его большей методической направленности, облегчающей работу учащегося. Это выражается, во-первых, в значительной подробности пояснений и рекомендаций; во-вторых, в комплексности курса, в котором необходимые сведения по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки усваиваются параллельно с музыкально-техническими навыками; и, в-третьих, в поурочной системе построения, которая содействует организации занятий при самостоятельном обучении.
СОДЕРЖАНИЕ:
- От автора
- Введение
Из истории балалайки
Устройство балалайки
Обращение с инструментом и подготовка к занятиям
Устранение дефектов инструмента
- Урок 1
- Урок 2
- Урок 3
- Урок 4
- Урок 5
- Урок 6
- Урок 7
- Урок 8
- Урок 9
- Урок 10
- Урок 11
- Урок 12
- Урок 13
- Урок 14
- Урок 15
- Урок 16
- Урок 17
- Урок 18
- Урок 19
- Урок 20
- Урок 21
- Урок 22
- Урок 23
- Урок 24
- Урок 25 (контрольный)
Подготовительные упражнения
Посадка исполнителя и постановка рук
Пиццикато большим пальцем
Высота звука. Названия звуков
Настройка балалайки
Запись высоты звуков. Звукоряд балалайки
Постановка пальцев левой руки. I позиция
Бряцание ударами сверху вниз (I)
Запись длительности звуков. Темп, ритм, метр, размер, такт
Игра по нотам
Двухголосие. Бряцание ударами сверху вниз (II)
Размер 3/4
Паузы
Сложные метры. Размер 4/4
Бряцание двойными ударами (I)
Бряцание двойными ударами (II)
Арпеджиато (I). Затакт
Динамика
Развитие беглости пальцев. Реприза
Бряцание двойными ударами (III). Вольты. План разбора пьесы
Применение большого пальца левой руки (I)
Подвижная игра в I позиции с переходами со струны на струну
Лад. Тональность. Мажорный лад. Ключевые и случайные знаки альтерации. Тоническое трезвучие
Гамма ми мажор. Арпеджио
Чередование бряцания и пиццикато большим пальцем
Применение большого пальца левой руки (I)
Интервалы
Применение большого пальца левой руки (III)
Вариации. Шестнадцатые в мелодическом движении
Звукоряды I-VI позиций
Гамма ля мажор. Переход в IV позицию
Минорный лад. Параллельные тональности
Гамма ля минор
Аккорды
Гамма ля мажор двойными нотами. Переходы в позиции при исполнении терций
Шестнадцатые в бряцании
Тональность и гамма фа мажор. I полупозиция
Двойное пиццикато (I)
Двойное пиццикато (II)
Большая дробь
Переходы в пределах I—IV позиций в быстром движении
Тональность и гамма си-бемоль мажор
Сеньо и "фонарь". Акцент
Бряцание переменными ударами
Гаммы до мажор и до минор. II-VI позиции
Двойное пиццикато при смене нот
Гамма до мажор двойными нотами
Синкопа
Бряцание переменно-синкопированными ударами. Глиссандо на I струне. Сфорцандо
Тремоло (I)
Ритмические точки и связующие лиги. Размер 6/8
Чередование арпеджиато и пиццикато большим пальцем
Тремоло (II). Фразировочные лиги. Кульминация
Переменный размер. Чередование бряцания и тремоло
Развитие беглости пальцев (II)
Тремоло в развитом мелодическом движении
Пиццикато левой рукой
Двойное пиццикато с чередованием ударов по I и II струнам (I)
Бряцание переменными ударами в быстром темпе (I)
Тремоло в насыщенной звучности
Бряцание переменными ударами в быстром темпе (II)
Тремоло на II и III струнах
Пиццикато левой рукой (II)
Развитие беглости пальцев (III)
Гаммы ре мажор и ре минор
Гамма ре мажор секстами
Пунктирный ритм. Бряцание переменными ударами в стаккато
Чередование легато и стаккато
Тремоло на II и III струнах (II)
Двойное пиццикато на II струне
Вибрато (I)
Чередование большой дроби, бряцания переменными ударами и пиццикато левой рукой
Смешанные метры. Размер 5/4
Двойное пиццикато с чередованием ударов по I и II струнам (II)
Вибрато (II)
Малая дробь
Размер 7/4. Тенуто
Двойное пиццикато с чередованием ударов по трем струнам
Чередование бряцания и подцепов
Пиццикато указательным пальцем
Хроматическая гамма
Тремоло в чередовании с другими приемами звукоизвлечения. Фермата
Тремоло на одной струне
Особые виды ритмического деления. Триоль. Глиссандо по трем струнам
Чередование бряцания и тремоло
Короткий форшлаг. Мелизмы
Натуральные флажолеты
Чередование двойного пиццикато, пиццикато левой рукой и флажолетов
Самостоятельный выбор приемов игры и аппликатуры
Расхождения в обозначении приемов игры
- Дополнение
- Двойное и тройное вибрато. Короткий форшалаг. Мелизмы
- Искусственные флажолеты
- Обратная дробь
- Гитарные приемы игры. Мордент, группетто, трель