ОТ АВТОРА:
Начальное обучение игре на гитаре построено, как известно, на освоении классического репертуара. Однако, музыка гитаристов-классиков не совсем учитывает современные реалии. Будучи совершенной в художественном отношении, она традиционна, и этим не вызывает особого энтузиазма у современных учащихся. Также она ограничена в количественном отношении и не учитывает фактора резкого омоложения возраста (до 7-8 лет) начинающих гитаристов.
Поэтому понятны усилия многих педагогов расширить учебный репертуар и тем самым внести свежую струю в педагогический процесс. Не остался в стороне и Ваш покорный слуга. В результате этой работы и возник предлагаемый учебник для юных гитаристов, где репертуар, собранный по крохам в течение более пятидесяти лет творческой деятельности, стал дополнением к классическому наследию.
Музыкальный материал тщательно подобран в свете дидактических принципов‚ и у учащегося не возникает никаких проблем с его освоением. Часть музыкального материала может служить прекрасным пособием по чтению с листа. В процессе работы над учебным пособием учтены также требования программ обучения в части изучения учащимися произведений вариационной формы и полифонии.
Особо освещены некоторые вопросы, которым не уделялось должного внимания в других пособиях для гитаристов, в частности, - последовательности приобретения навыков игры на гитаре, некоторым принципам аппликатуры правой руки и т.д.
В свете современных тенденций гитарной техники большое внимание уделяется фактору более интенсивного движения левой руки по грифу и, соответственно, возросшей нагрузке и большей точности и детализации в работе правой руки.
Отдельными главами изложены в книге вопросы ансамбля и аккомпанемента. В раздел ансамблей включены обработки общеизвестных произведений гитаристов-классиков. Сущность обработок этих пьес заключена в том, что к оригиналу, оставшемуся неизменным и могущим по-прежнему служить в качестве традиционного учебного материала, приписаны дополнительные партии, что, несомненно, расширяет содержание и освежает звучание этих кажется уже окаменевших от времени и частого употребления архаизмов.
Минимальное освещение в книге вопросов музыкальной грамоты и теории музыки объясняется тем, что эти вопросы в современных условиях, по мнению автора, должны изучаться на уроках сольфеджио и теории музыки по специальным учебникам.
Методика этого издания, его репертуар оттачивались и продолжают совершенствоваться членами московского клуба гитаристов "Серебряные струны" в процессе уже двадцатилетней работы с детьми в московских ЦО №1099 "Ярославский", ДШИ №7 и в других учебных заведениях. Об успешности данной методики свидетельствуют многочисленные дипломы и грамоты окружных, городских, региональных и международных творческих смотров.
Заслуженный работник культуры России Л.Т. Шумеев
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Начальные упражнения
1.1. Посадка гитариста, положение гитары
1.2. Постановка правой руки
1.3. Положение "Крест"
1.4. Постановка левой руки
1.5. Расположение нот на гитаре
1.6. Настройка гитары
1.7. Такт и размер
1.8. Длительности нот и пауз
1.9. Обозначение пальцев правой и левой рук
1.10. Знаки альтерации
1.11. Считалки
1.12. Игра на неприжатых струнах
1.13. Игра по нескольким струнам (арпеджирование)
2. Одноголосие на первой, второй и третьей струнах
2.1. Подготовительное упражнение
2.2. Ку-ку
2.3. Дин-дон
2.4. Василёк
2.5. Петушок
2.6. Коза рогатая
2.7. Игра
2.8. Реприза и вольта
2.9. Курица
2.10. Диез
2.11. Три польки
2.12. Во саду ли, в огороде (русская мелодия)
2.13. Как под горкой, под горой (русская мелодия)
2.14. Кузнечик (В. Шаинский)
2.15. Песенка львёнка И черепахи (Г. Гладков)
3. Одноголосие на четвёртой, пятой и шестой струнах
3.1. Андрей-воробей
3.2. Щедрик (украинская мелодия)
3.3. Bо саду ли, в огороде (русская мелодия)
3.4. Во поле берёза стояла (русская мелодия)
3.5. По дороге жук, жук (украинская мелодия)
3.6. Испания
3.7. Ніч яка місячна (украинская мелодия)
3.8. Посею лебеду на берегу (русская мелодия)
3.9. Буги-вуги
4. Простейшие аккорды и арпеджио
4.1. Лесенка
4.2. Дождик
4.3. Этюд in Am
4.4. Детская полька
4.5. Качели
4.6. Этюд іп C (A. Иванов-Крамской)
4.7. Полька (М. Иванов)
4.8. Духовой оркестр
4.9. Этюд (В. Калинин)
4.10. Этюд
4.11. Прелюдия (М. Каркасси)
4.12. Прелюдия (Э. Шварц-Рейфлинген)
5. Простое двухголосие: мелодия и бас
5.1. Осень (Д. Васильев-Буглай)
5.2. Во саду ли, в огороде
5.3. Птичка
5.4. Два весёлых гуся
5.5. Ёлочка (М. Красев)
5.6. Фанфара I
5.7. Фанфара II
5.8. Народная песня (Б. Барток)
5.9. Ой, ты дівчина заручёная (украинская мелодия)
5.10. Бедный сиротка (Ж. Дандло)
5.11. Ехал казак за Дунай (украинская мелодия)
6. Трёхголосие: мелодия, бас и ритмико-гармоническое сопровождение
6.1. Пойду ль я, выйду ль я (русская мелодия)
6.2. Ax, зачем я не лужайка (Дж. Перголези)
6.3. Немецкая мелодия
6.4. У посада городского (русская мелодия)
6.5. Красное яблоко (польская мелодия)
6.6. Чешская мелодия
6.7. Журавель (русская мелодия)
6.8. На танцах ты мне нужен (испанская мелодия)
6.9. Старый мост (американская мелодия)
6.10. Конь вороной (чешская мелодия)
6.11. Блюзовый квадрат
6.12. Жизнь идёт (Х. Бернье)
7. Шестнадцатые ноты в гаммообразных движениях
7.1. Ой, під вишнею (украинская мелодия)
7.2. Старинная песенка (Ж. Дандло)
7.3. Белорусская мелодия
7.4. Игра (Н. Любарский)
7.5. Полька (Н. Любарский)
7.6. В сыром бору тропинка (русская мелодия)
7.7. Во саду ли, в огороде
8. Различные усложнения музыкальной фактуры
8.1. Ясеневая роща (Б. Бриттен)
8.2. Одинокая гармонь (Б. Мокроусов)
9. Простые виды барре
9.1. Ой, мороз, мороз (русская мелодия)
9.2. Дом восходящего Солнца
9.3. Песенка крокодила Гены (В. Шаинский)
9.4. Песня Чебурашки (В. Шаинский)
9.5. Песенка беспризорника
9.6. Песенка львёнка и черепахи (Г. Гладков)
9.7. Кузнечик (В. Шаинский)
9.8. Вальс (В. Курочкин)
9.9. Песня бобыля (русская мелодия)
9.10. Старинная французская мелодия
9.11. Зимний вечер (Б. Терентьев)
10. Натуральные флажолеты
10.1. Украинская мелодия
10.2. Висла (польская мелодия)
10.3. Ку-ку (Л. Шумеев)
10.4. Кукушка (Л. Шумеев)
11. Лиги, легато
11.1. На заре ты её не буди (А. Варламов)
11.2. Пролетает кондор (перуанская мелодия)
11.3. Синица (М. Красев)
11.4. Экоссез (Л. Бетховен)
11.5. Под небом голубым (В. Вавилов)
11.6. Чешская мелодия
11.7. Цыганские мотивы
12. Детские пьесы Л. Шумеева
12.1. Кошкин дом (Л. Шумеев)
12.2. Ярославские частушки (Л. Шумеев)
12.3. Гармошка (Л. Шумеев)
12.4. Цыганочка (Л. Шумеев)
12.5. Колыбельная (Л. Шумеев)
12.6. Часы (Л. Шумеев)
12.7. Паровоз (Л. Шумеев)
13. Проведение мелодии в нижнем регистре
13.1. Полька (Д. Кабалевский)
13.2. Словацкая мелодия
13.3. Молдавский народный танец
13.4. Вальс (Автор неизвестен)
14. Распределение пальцев правой руки в арпеджио, арпеджиато, аккордах и несложных пассажах
14.1. Арпеджио
14.2. Арпеджиато
14.3. Аккорды
14.4. Этюд (Ф. Сор)
14.5. Этюд (Д. Агуадо)
14.6. Этюд (Ф. Сор)
14.7. Этюд (Н. Кост)
15. Несложные обработки русских мелодий
15.1. Десять частушек И наигрышей
15.2. Камаринская
15.3. Калинка
15.4. Яблочко
15.5. Bо поле берёза стояла
15.6. Коробейники
15.7. Барыня
15.8. Русская плясовая
16. Учитель и ученик в ансамбле (дуэты, трио, квартеты)
16.1. Песенка львёнка и черепахи (Г. Гладков)
16.2. Украинская народная мелодия
16.3. Вальс (М. Каркасси)
16.4. Аллегретто (М. Каркасси)
16.5. Мазурка (Автор неизвестен)
16.6. Этюд (Д. Агуадо)
16.7. Вальс (Ф. Карулли)
16.8. Этюд (Ф. Таррега)
16.9. Андантино (М. Каркасси)
16.10. Щедрик
16.11. Апельсины и миндаль (канон). (Обработка М. Никольской)
17. Аккорды и их последовательности в тональностях Ля-минор и До-мажор
18. Аккомпанемент пению
18.1. Кузнечик
18.2. Коробейники
18.3. Тонкая рябина
18.4. В нашу гавань заходили корабли
18.5. Давайте восклицать!
18.6. Песенка о медведях
19. Упражнения для развития техники игры
19.1. Упражнение № 1
19.2. Упражнение № 2
19.3. Упражнение № 3
19.4. Упражнение № 4
19.5. Упражнение № 5
19.6. Упражнение № 6
19.7. Упражнение № 7
20. Расположение нот на грифе гитары до XII лада
Переложения и обработки выполнены Л.Т. Шумеевым
Начальное обучение игре на гитаре построено, как известно, на освоении классического репертуара. Однако, музыка гитаристов-классиков не совсем учитывает современные реалии. Будучи совершенной в художественном отношении, она традиционна, и этим не вызывает особого энтузиазма у современных учащихся. Также она ограничена в количественном отношении и не учитывает фактора резкого омоложения возраста (до 7-8 лет) начинающих гитаристов.
Поэтому понятны усилия многих педагогов расширить учебный репертуар и тем самым внести свежую струю в педагогический процесс. Не остался в стороне и Ваш покорный слуга. В результате этой работы и возник предлагаемый учебник для юных гитаристов, где репертуар, собранный по крохам в течение более пятидесяти лет творческой деятельности, стал дополнением к классическому наследию.
Музыкальный материал тщательно подобран в свете дидактических принципов‚ и у учащегося не возникает никаких проблем с его освоением. Часть музыкального материала может служить прекрасным пособием по чтению с листа. В процессе работы над учебным пособием учтены также требования программ обучения в части изучения учащимися произведений вариационной формы и полифонии.
Особо освещены некоторые вопросы, которым не уделялось должного внимания в других пособиях для гитаристов, в частности, - последовательности приобретения навыков игры на гитаре, некоторым принципам аппликатуры правой руки и т.д.
В свете современных тенденций гитарной техники большое внимание уделяется фактору более интенсивного движения левой руки по грифу и, соответственно, возросшей нагрузке и большей точности и детализации в работе правой руки.
Отдельными главами изложены в книге вопросы ансамбля и аккомпанемента. В раздел ансамблей включены обработки общеизвестных произведений гитаристов-классиков. Сущность обработок этих пьес заключена в том, что к оригиналу, оставшемуся неизменным и могущим по-прежнему служить в качестве традиционного учебного материала, приписаны дополнительные партии, что, несомненно, расширяет содержание и освежает звучание этих кажется уже окаменевших от времени и частого употребления архаизмов.
Минимальное освещение в книге вопросов музыкальной грамоты и теории музыки объясняется тем, что эти вопросы в современных условиях, по мнению автора, должны изучаться на уроках сольфеджио и теории музыки по специальным учебникам.
Методика этого издания, его репертуар оттачивались и продолжают совершенствоваться членами московского клуба гитаристов "Серебряные струны" в процессе уже двадцатилетней работы с детьми в московских ЦО №1099 "Ярославский", ДШИ №7 и в других учебных заведениях. Об успешности данной методики свидетельствуют многочисленные дипломы и грамоты окружных, городских, региональных и международных творческих смотров.
Заслуженный работник культуры России Л.Т. Шумеев
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Начальные упражнения
1.1. Посадка гитариста, положение гитары
1.2. Постановка правой руки
1.3. Положение "Крест"
1.4. Постановка левой руки
1.5. Расположение нот на гитаре
1.6. Настройка гитары
1.7. Такт и размер
1.8. Длительности нот и пауз
1.9. Обозначение пальцев правой и левой рук
1.10. Знаки альтерации
1.11. Считалки
1.12. Игра на неприжатых струнах
1.13. Игра по нескольким струнам (арпеджирование)
2. Одноголосие на первой, второй и третьей струнах
2.1. Подготовительное упражнение
2.2. Ку-ку
2.3. Дин-дон
2.4. Василёк
2.5. Петушок
2.6. Коза рогатая
2.7. Игра
2.8. Реприза и вольта
2.9. Курица
2.10. Диез
2.11. Три польки
2.12. Во саду ли, в огороде (русская мелодия)
2.13. Как под горкой, под горой (русская мелодия)
2.14. Кузнечик (В. Шаинский)
2.15. Песенка львёнка И черепахи (Г. Гладков)
3. Одноголосие на четвёртой, пятой и шестой струнах
3.1. Андрей-воробей
3.2. Щедрик (украинская мелодия)
3.3. Bо саду ли, в огороде (русская мелодия)
3.4. Во поле берёза стояла (русская мелодия)
3.5. По дороге жук, жук (украинская мелодия)
3.6. Испания
3.7. Ніч яка місячна (украинская мелодия)
3.8. Посею лебеду на берегу (русская мелодия)
3.9. Буги-вуги
4. Простейшие аккорды и арпеджио
4.1. Лесенка
4.2. Дождик
4.3. Этюд in Am
4.4. Детская полька
4.5. Качели
4.6. Этюд іп C (A. Иванов-Крамской)
4.7. Полька (М. Иванов)
4.8. Духовой оркестр
4.9. Этюд (В. Калинин)
4.10. Этюд
4.11. Прелюдия (М. Каркасси)
4.12. Прелюдия (Э. Шварц-Рейфлинген)
5. Простое двухголосие: мелодия и бас
5.1. Осень (Д. Васильев-Буглай)
5.2. Во саду ли, в огороде
5.3. Птичка
5.4. Два весёлых гуся
5.5. Ёлочка (М. Красев)
5.6. Фанфара I
5.7. Фанфара II
5.8. Народная песня (Б. Барток)
5.9. Ой, ты дівчина заручёная (украинская мелодия)
5.10. Бедный сиротка (Ж. Дандло)
5.11. Ехал казак за Дунай (украинская мелодия)
6. Трёхголосие: мелодия, бас и ритмико-гармоническое сопровождение
6.1. Пойду ль я, выйду ль я (русская мелодия)
6.2. Ax, зачем я не лужайка (Дж. Перголези)
6.3. Немецкая мелодия
6.4. У посада городского (русская мелодия)
6.5. Красное яблоко (польская мелодия)
6.6. Чешская мелодия
6.7. Журавель (русская мелодия)
6.8. На танцах ты мне нужен (испанская мелодия)
6.9. Старый мост (американская мелодия)
6.10. Конь вороной (чешская мелодия)
6.11. Блюзовый квадрат
6.12. Жизнь идёт (Х. Бернье)
7. Шестнадцатые ноты в гаммообразных движениях
7.1. Ой, під вишнею (украинская мелодия)
7.2. Старинная песенка (Ж. Дандло)
7.3. Белорусская мелодия
7.4. Игра (Н. Любарский)
7.5. Полька (Н. Любарский)
7.6. В сыром бору тропинка (русская мелодия)
7.7. Во саду ли, в огороде
8. Различные усложнения музыкальной фактуры
8.1. Ясеневая роща (Б. Бриттен)
8.2. Одинокая гармонь (Б. Мокроусов)
9. Простые виды барре
9.1. Ой, мороз, мороз (русская мелодия)
9.2. Дом восходящего Солнца
9.3. Песенка крокодила Гены (В. Шаинский)
9.4. Песня Чебурашки (В. Шаинский)
9.5. Песенка беспризорника
9.6. Песенка львёнка и черепахи (Г. Гладков)
9.7. Кузнечик (В. Шаинский)
9.8. Вальс (В. Курочкин)
9.9. Песня бобыля (русская мелодия)
9.10. Старинная французская мелодия
9.11. Зимний вечер (Б. Терентьев)
10. Натуральные флажолеты
10.1. Украинская мелодия
10.2. Висла (польская мелодия)
10.3. Ку-ку (Л. Шумеев)
10.4. Кукушка (Л. Шумеев)
11. Лиги, легато
11.1. На заре ты её не буди (А. Варламов)
11.2. Пролетает кондор (перуанская мелодия)
11.3. Синица (М. Красев)
11.4. Экоссез (Л. Бетховен)
11.5. Под небом голубым (В. Вавилов)
11.6. Чешская мелодия
11.7. Цыганские мотивы
12. Детские пьесы Л. Шумеева
12.1. Кошкин дом (Л. Шумеев)
12.2. Ярославские частушки (Л. Шумеев)
12.3. Гармошка (Л. Шумеев)
12.4. Цыганочка (Л. Шумеев)
12.5. Колыбельная (Л. Шумеев)
12.6. Часы (Л. Шумеев)
12.7. Паровоз (Л. Шумеев)
13. Проведение мелодии в нижнем регистре
13.1. Полька (Д. Кабалевский)
13.2. Словацкая мелодия
13.3. Молдавский народный танец
13.4. Вальс (Автор неизвестен)
14. Распределение пальцев правой руки в арпеджио, арпеджиато, аккордах и несложных пассажах
14.1. Арпеджио
14.2. Арпеджиато
14.3. Аккорды
14.4. Этюд (Ф. Сор)
14.5. Этюд (Д. Агуадо)
14.6. Этюд (Ф. Сор)
14.7. Этюд (Н. Кост)
15. Несложные обработки русских мелодий
15.1. Десять частушек И наигрышей
15.2. Камаринская
15.3. Калинка
15.4. Яблочко
15.5. Bо поле берёза стояла
15.6. Коробейники
15.7. Барыня
15.8. Русская плясовая
16. Учитель и ученик в ансамбле (дуэты, трио, квартеты)
16.1. Песенка львёнка и черепахи (Г. Гладков)
16.2. Украинская народная мелодия
16.3. Вальс (М. Каркасси)
16.4. Аллегретто (М. Каркасси)
16.5. Мазурка (Автор неизвестен)
16.6. Этюд (Д. Агуадо)
16.7. Вальс (Ф. Карулли)
16.8. Этюд (Ф. Таррега)
16.9. Андантино (М. Каркасси)
16.10. Щедрик
16.11. Апельсины и миндаль (канон). (Обработка М. Никольской)
17. Аккорды и их последовательности в тональностях Ля-минор и До-мажор
18. Аккомпанемент пению
18.1. Кузнечик
18.2. Коробейники
18.3. Тонкая рябина
18.4. В нашу гавань заходили корабли
18.5. Давайте восклицать!
18.6. Песенка о медведях
19. Упражнения для развития техники игры
19.1. Упражнение № 1
19.2. Упражнение № 2
19.3. Упражнение № 3
19.4. Упражнение № 4
19.5. Упражнение № 5
19.6. Упражнение № 6
19.7. Упражнение № 7
20. Расположение нот на грифе гитары до XII лада
Переложения и обработки выполнены Л.Т. Шумеевым