ОТ АВТОРОВ:
Музыка занимает важное место в жизни всех народов мира: нет такого уголка на земле, где бы не звучала песня и не слышались звуки музыкальных инструментов. Музыка дорога нам своей способностью выражать глубочайшие мысли, чувства и переживания. Эстетическое и этическое воздействие ее на человека чрезвычайно велико. Музыкальное искусство - могучее средство воспитания людей, всестороннего развития их культуры.
В нашей стране тяга к музыке чрезвычайно велика. Существует широкая сеть профессиональных музыкальных учебных заведений - музыкальных школ, училищ, колледжей и консерваторий, где обучаются многие тысячи детей и одаренная молодежь. Заслуженной славой во всем мире пользуется пианистическая культура России. Широко известны победы ее представителей на многих международных конкурсах. У нас множество прекрасных оперных театров, симфонических оркестров, хоровых коллективов, вокальных и инструментальных ансамблей.
Огромное количество любителей приобщается к музыке посещая концерты, слушая грамзаписи выдающихся мастеров и активно музицируя дома.
Цель данного сборника - помочь начинающим любителям музыки самостоятельно овладеть основными навыками игры на фортепиано.
СОДЕРЖАНИЕ:
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. САМОУЧИТЕЛЬ
Введение
- Устройство инструмента
- Уход за инструментом
- Музыкальный звук и его свойства
- Знакомство с фортепианной клавиатурой
- Нотная запись
- Нотная запись (продолжение)
- Посадка за инструментом и первоначальные упражнения
- Запись фортепианных произведений
- Способы извлечения звука
- Выразительность исполнения
- Интервалы, аккорды, гаммы и тональности
- Гаммы, аккорды и арпеджио как учебно-тренировочный материал
- Некоторые дополнительные сведения о нотной записи
- Педализация
- Простейшие музыкальные формы
- Гомофония и полифония
- Советы учащимся
- Приложение
Таблица наиболее употребительных музыкальных терминов
Список произведений, помещенных в первой части
- Украинская народная песня. «Ой, джигуне, джигуне»
- Л. Бетховен. Аллегретто из Седьмой симфонии
- А. Варламов. Вдоль по улице метелица метет
- Д. Шостакович. Родина слышит
- И.С. Бах. Ария
- М. Глинка. Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила»
- Ж. Бизе. Куплеты Тореадора из оперы «Кармен»
- И.С. Бах. Волынка
- Дж. Верди. Песенка Герцога из оперы «Риголетто»
- В. Соловьев-Седой. Подмосковные вечера
- А. Гурилев. Матушка-голубушка
- Русская народная песня. «Калинка»
- Л. Бетховен. Сурок
- М. Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»
- П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»
- А. Островский. И опять во дворе
- А. Ленин. Песня - марш из к/ф «Здравствуй, Москва!»
- М. Фрадкин. Прощайте, голуби. Песня из к/ф «Прощайте, голуби»
- Л. Бетховен. Шотландская песня
- Итальянская народная песня. «Санта Лючия»
- П. Чайковский. Вальс
- А. Рубинштейн. Мелодия
- П. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»
- П. Чайковский. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»
- Э. Колмановский. Я люблю тебя, жизнь
- П. Чайковский. Наталия - вальс
- Ш. Гуно. Хор солдат из оперы «Фауст»
- Ш. Гуно. Вальс из оперы «Фауст»
- Т. Хренников. Песня о Москве из кинофильма «Свинарка и пастух»
- Старинный вальс. «Осенний сон»
- П. Чайковский. Сладкая греза
- А. Грибоедов. Вальс
- Г. Пахульский. Прелюдия
- С. Рахманинов. Итальянская полька
- Ф. Шуберт. Вальс си минор
- Ж. Массне. Элегия
- И. Шатров. На сопках Маньчжурии
- И. Штраус. Дуэт Саффи и Баринкая из оперетты «Цыганский барон»
- И. Кальман. Дуэт Сильвы и Эдвина из оперетты «Сильва»
- М. Огиньский. Полонез
- Ф. Шопен. Прелюдия до минор
- Ф. Шопен. Прелюдия Ля мажор
- Ф. Мендельсон. Песня без слов
- Э. Григ. Песня Сольвейг из музыки к драме «Пер Гюнт»
- Ф. Шуберт. Вечерняя серенада
- Е. Гнесина. Этюд
- Е. Гнесина. Этюд
- К. Черни (Гермер). Т. 1, ч. 1, этюд № 1
- К. Черни (Гермер). Т. 1, ч. 1, этюд № 2
- К. Черни (Гермер). Т. 1, ч. 1, этюд № 3
- К. Черни (Гермер). Т. 1, ч. 1, этюд № 4
- К. Черни (Гермер). Т. 1, ч. 1, этюд № 5
- К. Черни (Гермер). Т. 1, ч. 1, этюд № 6
- И. Беркович. Этюд
- А. Гедике. Соч. 6, пьеса № 8
- А. Гедике. Соч. 36, этюд № 26
- К. Черни (Гермер). Т. 1, ч. 1, этюд № 15
- К. Черни (Гермер). Т. 1, ч. 1, этюд № 16
- А. Лемуан. Соч. 37, этюд № 35 132
- К. Черни (Гермер). т. 1, ч.1, этюд № 36
- А. Лемуан. Соч. 37, этюд № 11
- А. Лешгорн. Соч. 65, этюд № 18
- К. Черни (Гермер). Т. 1, ч. 1, этюд № 42
- К. Черни (Гермер). Т. 1, ч. 2, этюд № 6
- Д. Кабалевский. Соч. 27, этюд № 3
- С. Хеллер. Соч. 45, этюд
- К. Черни. Соч. 299, этюд № 1
- Методические замечания
- Краткие сведения о композиторах, чьи произведения использованы в «Самоучителе»