АННОТАЦИЯ:
В середине прошлого столетия во многих странах мира широкое распространение получила гармоника. Впоследствии в ряде стран возникли разновидности гармоник, которые стали считаться национальными инструментами: в Англии — концертина, в Германии - банданеон, в Австрии - аккордеон, в России - баян.
Следует отметить, что первые руководства, самоучители и разного рода «школы» для однорядных и двухрядных гармоник ннчали издаваться в России с 1875 года, но по своему уровню и содержанию они не могут рассматриваться сколько—нибудь серьезно как с научной, так и с практической точки зрения.
В самом начале нашего века появилась более совершенная схема инструмента — баян, который за последние десятилетия настолько ощутимо модернизирован и изменен, что сегодня по праву занимает почетное место среди признанных классических музыкальных инструментов. Вместе с тем гармоника остается инструментом, прочно бытующим в самых широких слоях населения. Этот действительно народный музыкальный инструмент требует внимания и серьезного отношения, поэтому очевидна необходимость создания специального репертуара и разного рода методических руководств.
Имя Петра Петровича Лондонова, заслуженного деятеля искусств России‚ тесно связано с гармоникой. Этот композитор оставил нам ряд ярких произведений, написанных для хроматической гармоники, a также создал, пожалуй, единственное качественное руководство по данному инструменту.
Настоящее издание работы П.П. Лондонова являет собой не только настоятельную необходимость, но и благодарную память о нем.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Описание инструмента
- Правила постановки инструмента. Посадка
- Положение рук и корпуса
- Постановка рук и аппликатура
- Извлечение звука. Ведение меха
- Описание правой клавиатуры
- Высота звука
- Музыкальный звук и его свойства: высота, длительность, сила, тембр
- Запись звуков по высоте
- Запись звуков по длительности
- Сила звука
- Такт. Тактовые размеры
- Паузы
- Легато. Стаккато
- Понятие о мелодической линии
- Роль левой клавиатуры при игре нa гармонике
- Запись басов
- Запись аккордов
- Расположение басов и аккордов на инструменте
- Практика исполнения музыкальных произведений
- Темп
- Сила звучания
- Восьмые ноты и паузы
- Шестнадцатые ноты и паузы
- Схема соотношений нот и пауз различной длительности
- Затакт
- Нота с точкой
- Знаки повышения и понижения звуков
- Знаки повторения
- Исполнение двойных нот и аккордов на правой клавиатуре
- Тактовые размеры на 3/8, 6/8, 9/8, 12/8
- Смешанные такты. Переменные размеры
- Счет нa 2/2 и 3/2
- Триоль
- Украшения
- В. Соловьев-Седой. Если бы парни всей земли
- В. Соловьев-Седой. В путь
- И. Шатров. На сопках Маньчжурии (вальс)
- Б. Шиллер. Березка (вальс)
- Е. Родыгин. Куда бежишь, тропинка милая
- H. Поликарпов. Девичьи припевки
- По улице мостовой. Русская народная песня
- Bo горнице, во новой. Сибирская народная песня
- Барыня
- Подмосковные частушки
- Старинные тихвинские припевки
- Саратовские припевки
- Рязанские страдания—частушки
- Уваровские частушки
- Полянка. Русский народный танец
- Херсонский гопак. Украинский народный танец
- Лявониха. Белорусский народный танец
- Лезгинка. Грузинский народный танец
- Бишле бию. Татарский народный танец
- Башкирский танец