Наряду с произведениями крупной формы миниатюра занимает важное место в учебных программах для исполнителей. Почему? Условия небольших масштабов («растечься мыслью по древу» уже никак не получится!) предполагают предельно концентрированное выражение мыслей, из музыкального потока будто бы выхватывается некий «стоп-кадр», без четкого начала и конца. Тем более, что несмотря на изначально запрограммированный скромный объем подобных произведений, их тематика всегда отличалась (и отличается по сей день) многообразием. Жанр свободный, импровизационный по своей природе, подразумевающий высказывание от первого лица, без оглядки на какие-либо правила и каноны… В настоящем сборнике все подчинено удобству выбора. Во-первых: в широком смысле моножанровость и «равнодокладность» пьес. И это при том, что все начинается с сентиментальной миниатюры Даргомыжского, а заканчивается произведениями современных петербургских композиторов. Из чего вытекает второе: в сборнике как бы пунктиром отмечены исторические вехи развития жанр