Александр Кушнер - один из лучших лирических поэтов XX века, «поэт жизни во всех ее проявлениях», «петербургский романтик». Его умные, интеллигентные стихотворения с замечательным вкусом нашли достойный отклик в музыке близкого друга поэта Сергея Слонимского. Романсы его (два цикла, вошедшие в этот сборник) столь же тактичны, лишены наносного драматизма. (За исключением, пожалуй, «Смерти Октавии» из второго вокального цикла. Однако сам Слонимский определяет этот номер как «арию из старинной оперы», где во главе угла стоит работа блестящего стилизатора, ориентированная на старинную арию аффекта). В музыке «заявлен» истинно петербургский стиль, наиболее традиционной своей стороной проявляющийся в первом вокальном цикле: деликатность, чувство меры в использовании средств выразительности, редкая сбалансированность приглушенного sotto voce и ярких эмоциональных кульминаций, теплая, очень мелодичная вокальная лирика - некий симбиоз вокальных традиций классического романса XIX столетия и городской, авторской песни XX века.
Композитор наиболее экономен в средствах выразительности в первом и втором романсах второго цикла. Первый из них, «Ему нужны века», решен нетрадиционно: звучание монолога сопрано поддерживают лишь мелодичные разливы флейты. Обе партии тесно спаяны в полифоническом контрапункте («любовном дуэте»); без какой-либо иной поддержки слово здесь звучит наиболее ясно, выпукло, словно подчеркнутое жирным музыкальным «курсивом». Так же и второй из романсов («Жизнь кончилась»), где фортепианная партия лишь выполняет функцию легких «штрихов к портрету». Все остальное отдано на откуп широко развитой вокальной строчке - опять же, в высоком приоритете оказывается именно вокальное, чутко проинтонированное слово поэта, лишенное красочных музыкальных декораций.
СОДЕРЖАНИЕ:
Три романса на стихи А. Кушнера
- Без Слова (посмотреть ноты)
- Летучая гряда
- Пыль
- Ему нужны века (посмотреть ноты)
- Жизнь кончилась
- Смерть Октавии (Ария из старинной оперы)