Не секрет, что музыкальный диктант является одной из самых сложных форм работы на уроке сольфеджио, для детей с не столь ярко выраженными музыкальными данными он становится подчас серьезной проблемой. Педагоги, планомерно работая над развитием слуха, музыкальной памяти и аналитических способностей детей, используют разнообразные методические средства, чтобы сделать запись диктанта посильной для каждого школьника. Наряду с классическим диктантом широко используются альтернативные формы: запись по памяти ранее выученной мелодии, фрагментарный диктант, диктант с ошибками и т. д. Среди различных видов диктанта важное место занимает ритмический диктант. «Ритмические диктанты в разных жанрах» адресованы преподавателям детских музыкальных школ и детских школ искусств. Вместе со сборником упражнений «Ритмические этюды» они входят в учебно-методический комплект «Ритм от „А" до „Я"».