Книга посвящена «секретам» совершенствования певческого и речевого голоса на основе резонансной техники, т.е. активизации резонаторов голосового аппарата во взаимодействии с работой дыхания и гортани с целью улучшения тембра и усиления голоса, достижения его легкости, полётности, неутомимости и защиты гортани от перегрузок и заболеваний.Содержит высказывания и методические рекомендации выдающихся певцов, опытных вокальных и речевых педагогов, хормейстеров по овладению резонансной техникой пения и речи. Описания методик приводятся в форме интервью с мастерами вокального искусства и по текстам методических трудов педагогов.
Книга состоит из пяти основных разделов: 1) экспериментально-теоретические основы резонансной техники; 2) интервью с известными певцами и статьи вокальных педагогов (или о них); 3) статьи хормейстеров (или о них); 4) труды педагогов по сценической речи; 5) статьи об исправлении недостатков и охране голоса.
СОДЕРЖАНИЕ:
Вместо предисловия - из отзывов рецензентов
От автора-составителя
Раздел I. Экспериментально-теоретические основы резонансной техники голосообразования
- В.П. Морозов, С.Б. Яковенко. Об основах резонансной техники в вопросах и ответах
- В.П. Морозов. Резонансная теория пения
- Резонансная теория пения и теории голосообразования
- О термине и понятии «резонансное пение»
- Некоторые общие характеристики резонансной теории пения
- Семь функций певческих резонаторов
- Акустические основы РТП
- Физиологические основы РТП
- О психологических основах резонансной теории пения
- О резонансной теории пения с позиций формальных требований
- О научно-практических аспектах резонансной теории пения
- Камилло Эверарди - выдающийся мастер резонансной школы пения
- М.А. Дейша-Сионицкая о роли резонанса в пении
- М.М. Матвеева - педагог эверардиевской школы
- Из воспоминаний М.М. Матвеевой
- Пять лет в школе маэстро Эверарди
- В.М. Луканин и его метод работы с певцами
- Е. Нестеренко. Слово об учителе
- Из записных книжек В.М. Луканина
- Ю. Барсов. Вехи творческого пути В.М. Луканина
- С.Я. Лемешев. Беседы о его голосе с В.Н. Кудрявцевой-Лемешевой
- М.О. Рейзен. «Мой принцип - малое дыхание и петь не напором воздуха, а резонатором»
- И.И. Петров-Краузе. «Резонанс - самое главное у нас в пении!»
- Е.Е. Нестеренко о своих учителях и вокальной технике
- Е.В. Образцова о своем педагоге А.А. Григорьевой и резонансной технике пения
- П.И. Скусниченко. «Резонансная техника - единственно правильный путь...»
- З.Л. Соткилава. «Пою только на основе резонансной техники»
- И.П. Богачева. «Голосовые связки? Надо забыть о них. Поют резонаторы!»
- В.А. Атлантов. «От резонанса и происходит тембр»
- Д.А. Хворостовский. «Грудь, плечи - все резонирует»
- Р.Т. Яваев. «Если тело, дыхание не резонируют, а только напрягаются, звук пропадает»
- А.М. Седов. О книге Джерома Хайнса «Секреты вокальной техники раскрывают великие певцы»
- «Звезды падают с неба...»
- Ю.Б. Эдельман. Теория и практика резонансного пения
- Ю.Б. Эдельман. Учитель и ученик
- Ю.Б. Эдельман. Как нам поднять уровень преподавания классического вокально-исполнительского искусства
- М.И. Подкопаев. О методологических основах содержания и проектирования курса вокальной методики
- В.А. Дальская. Резонансная теория пения и педагогическая практика
- В.Н. Шерстов. Резонансная теория и вокальная практика в рамках творческой (креативной) педагогики
- В.Н. Бучель. «Его величество резонанс» в моей вокально-педагогической практике
- А.А. Арабей. Методы обучения резонансной технике пения вокального педагога А.Я. Синяева
- Т.Д. Новиченко. Из опыта педагогической работы
- Н.В. Дрожжина. Экстраполяция резонансной теории пения на вокальную педагогику музыкальной эстрады
- В.П. Морозов. О резонансной природе народного пения
- В.П. Морозов. Резонанс и хоровое пение
- В.И. Сафонова. Резонансная основа вокальной работы в хоре (из опыта хормейстера)
- В.И. Сафонова. Методическая подготовка студентов к работе с хорами мальчиков в Академии хорового искусства
- Методы вокальной работы в хоре
- Т.И. Позднякова. Из опыта формирования резонансной техники пения в учебном хоре
- Т.И. Позднякова. Вокально-педагогические взгляды профессора Е.Г. Крестинского в свете резонансной теории пения
- В.П. Морозов. Г.М. Сандлер - выдающийся хормейстер и вокальный педагог
- О замечательных учителях Г.М. Сандлера
- Компьютерные исследования звучания хоров Г.М. Сандлера, А.В. Свешникова и В.Н. Минина
- Резонансная техника пения в работе Сандлера с хором
- Маэстро Сандлер жив в звуках своих хоров
- Е.Г. Родионова-Сандлер. Двадцать лет в хоре Сандлера. Воспоминания дочери маэстро
- В.П. Морозов. Резонансная техника и голос актера
- И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. Роль резонаторно-артикуляционной системы в воспитании голоса актера
- И.Ю. Промптова. Об учебнике «Сценическая речь»
- М.П. Оссовская. Работа над голосом. Теоретические аспекты и практические рекомендации
- Ю.А. Васильев. Сценическая речь. Резонанс действующий
- Ощущение - движение - звучание
- «Самолеты загудели»
- Вариация голосовая
- Interludio
- «Резонанс действующий»
- «Играем для мамы»
- Об эффективности резонансной техники пения и речи
- Ю.А. Васильев. О работах педагогов по сценической речи (краткие рефераты)
- Н.Л. Прокопова. Приемы воспитания резонансной техники в сценической речевой педагогике
- «Взлетающий альбатрос»
- «Вырывающийся лебедь»
- «Бунт скакуна»
- Б.В. Гладков, М.П. Пронина. О полётности сценического голоса
- Е.И. Черная. Воспитание резонансной техники сценической речи
- Рекомендации по рождению резонансного звучания
- Поиск резонансного звучания с помощью внешнего «рупора»
- Резонаторная лестница
- Звук в «маске»
- Звук «из глотки»
- Сисели Берри о голосе актера
- Развитие голоса
- Упражнения
- Кристин Линклэйтер о резонансной технике речи
- О релаксации
- О дыхании
- Осязание звука
- Вибрации, которые усиливают звук
- Резонаторные каналы
- Резонаторная лестница
- Голос и эмоции
- О фальцете
- О дыхании, гортани и резонаторах как системе
- В.П. Камышникова. Резонирующее пространство
- «Резонирующие мячи»
- «Черепашка»
- «Мяч внутри тела»
- «Звучание в двух точках»
- «Эхо. Бумеранг»
- «Вибрирующий карандаш»
- «Озвученное пространство»
- «Вибрирующий Тяни-толкай»
- «Звук "у"»
- «Магнит»
- К.В. Куракина. Упражнения вокального характера по воспитанию голоса и дикции актера
- Джэмс Бэтс о воспитании резонансной техники пения у детей
- О недостатках голоса и их исправлении
- Выраженiе лица
- О положении языка
- О роли резонаторов
- Головной голос
- Горловой голос
- Дурныя качества «горлового голоса»
- Какъ ставить головной голосъ
- Дыханіе носомъ
- Обычные недостатки дыханія и их исправленiе
- Наименьшая трата воздуха
- Упражненія въ упорядоченіи выдыханія
- Надо чувствовать, что поешь
- Плохой слухъ слѣдствіе плохого ученья
- О мутацiи голоса
- Признаки мутацiи
- Полное прекращеніе пѣнія въ періодъ мутаціи у мальчиковъ
- М.С. Агин. Исправление недостатков голоса как проблема комплексного воздействия на работу дыхания, гортани и резонаторов
- В.А. Дальская, А.Д. Червинская. Резонансная основа исправления певческих голосов
- Л.Б. Рудин. Научные основы охраны голоса, вокальной и речевой методики
- 15 золотых принципов вокальной и речевой методики