АННОТАЦИЯ:
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) - композитор, пианист-виртуоз и дирижёр, один из крупнейших композиторов XX столетия и самых известных в мире русских музыкантов. Рахманинов создал собственный, ярко своеобразный, мгновенно узнаваемый стиль, оказал огромное влияние на русскую и мировую музыку. Фортепианные произведения Рахманинова входят в репертуар практически всех пианистов мира.
Рапсодия на тему Паганини, op. 43, создана летом 1934 года в имении Сенар (сокращение от «Сергей и Наталья Рахманиновы»; оно стало названием имения, устроенного семьей композитора в Швейцарии). Партитура была написана в недолгий срок - с 3 июля по 18 августа. Сочинение написано в форме вариаций (поначалу сочинение получило название «Симфонические вариации на тему Паганини»). В основу положена популярная музыкальная тема - тема вариаций, составивших Двадцать четвертый каприс Никколо Паганини для скрипки соло. Рахманинов написал на нее свои вариации для фортепиано с оркестром (впрочем, произведение несет на себе также заметные черты жанра симфонической поэмы).
Премьера Рапсодии состоялась 7 ноября 1934 года в Балтиморе в исполнении автора и Филадельфийского оркестра под управлением Леопольда Стоковского. На другой день она была повторена в том же составе в Вашингтоне. Первые европейские исполнения состоялись в марте следующего года в Манчестере и Лондоне. Именно Рапсодия на тему Паганини стала первым из зарубежных рахманиновских опусов, записанных на пластинку (1934, состав первого исполнения).
Отдельные фрагменты Рапсодии прочно вошли в популярный обиход (в частности, знаменитая восемнадцатая вариация) и часто звучат, например, в кино. Стоит упомянуть, что на музыку рахманиновской Рапсодии великим балетмейстером Михаилом Фокиным было создано одно из лучших его творений - балет «Паганини» (премьера состоялась 30 июня 1939 года в лондонском театре Ковент-Гарден).
Рапсодию на темы Паганини исполняли и записывали как сам Сергей Рахманинов, так и многие замечательные пианисты: Артур Рубинштейн, Лев Оборин, Вэн Клайберн, Джон Огдон, Питер Донохоу, Владимир Ашкенази, Борис Березовский, Михаил Плетнев...
Версия для двух фортепиано создана автором в том же 1934 году.
Рекомендуется концертирующим пианистам, а также педагогам и студентам музыкальных колледжей, училищ, консерваторий - как для исполнения в классах фортепианного ансамбля, так и для изучения в курсе истории музыки.