Сборник «Пять ностальгических пьес» может заинтересовать как обучающихся игре на саксофоне, так и преподавателей. Он призван стать некоторым дополнением к не самой многочисленной литературе для сольного саксофона, состоящей в основном из переложений классики и джазовых композиций афроамериканских авторов, зачастую оставляющих огромные возможности инструмента не вполне реализованными.
«Пять ностальгических пьес» возникли из желания услышать чистый, неискаженный голос великолепного инструмента, открыть его как одного из самых проникновенных лириков, не отказываясь ни в коей мере от джазовых элементов в гармонии и свинговых моментов в ритмической организации музыкального материала.
ПРЕДИСЛОВИЕ:
«Только саксофон может передать нежность и страсть, оттененные сдержанной силой». Согласитесь: как точен в своем определении возможности инструмента Ж. Бизе!
Саксофон - тонкая парижская штучка: Адольф Сакс хоть и бельгиец по рождению, но изобрел и запатентовал свой инструмент (а точнее - целую линейку, целое семейство инструментов) в 40-х годах позапрошлого века именно в Париже.
Французские композиторы, разумеется, не остались равнодушны к новому инструменту, сочетающему в себе технический блеск кларнета, динамическую мощь трубы и задушевную кантиленность валторны.
Первым отметившим уникальность саксофона был Г. Берлиоз, ну а далее более чем внушительный список: Дж. Мейербер, К. Сен-Санс, Л. Делиб, Ж. Массне, К. Дебюсси, М. Равель, С. Прокофьев, И. Стравинский, Б. Барток, П. Хиндемит, Дж. Гершвин, А. Берг; наконец, легендарный ректор Санкт-Петербургской консерватории (которую имел честь окончить ваш покорный слуга) А. Глазунов.Александр Константинович, находясь в парижской эмиграции с 1928 года, написал не только виолончельный концерт, тему из которого использовал впоследствии для фильма «Шербурские зонтики» М. Легран, но и концерт для саксофона со струнным оркестром.
Впрочем, несмотря на все вышеприведенные примеры инструмент так и не закрепился в симфоническом оркестре: слишком уж большая неясность существовала в отношении местоположения нового «пришельца» в группе деревянных духовых инструментов.
Затем пришла эра джаза. Саксофон оказался в руках афроамериканцев: К. Хокинса, Ч. Паркера... Однако, думаю, мне нет надобности углубляться в историю инструментального исполнительства - все занимающиеся на саксофоне наверняка знают ее гораздо подробнее и точнее.
В пяти ностальгических пьесах, представленных в настоящем сборнике, мне хотелось показать саксофон как инструмент, зарекомендовавший себя одним из самых проникновенных лириков, способным приближаться к звучанию человеческого голоса (как, возможно, это способна делать только виолончель), - одновременно не отказываясь ни в коей мере от джазовых элементов гармонии и свинговых моментов в ритмической организации музыкального материала.
Владимир Коровицын
СОДЕРЖАНИЕ:
- Сентиментальное путешествие
- Серенада в ночи
- Галантный кавалер
- Ностальгия
- Под счастливой звездой