Прелюдии Рахманинова относятся к числу самых известных и любимых публикой фортепианных сочинений композитора. Пьесы циклов op. 23 (1903, прелюдия соль минор — 1901) и op. 32 (1910) — с добавлением знаменитой юношеской прелюдии до-диез минор, op. 3 № 2, написанной в 1892 году — образуют конгломерат, подобный традиционному циклу из 24 прелюдий, объединенных по принципу контрастности и чередования всех мажорных и минорных тональностей. Не считая одной юношеской, прелюдии относятся к зрелому периоду творчества композитора.
Музыковед Борис Асафьев, говоря о «всецело русских истоках» прелюдий (соч. 23, 1903), отмечал «наличие пейзажа, не живописно-изобразительного, а подслушанного в русском окружении чуткой душой музыканта». Это качество — «прожитость» и сложная преломленность внешне картинных образов, еще ярче выражено в прелюдиях соч. 32 (1910).