ОТ АВТОРА:
Автор прекрасно осознаёт некоторую провокационность, заключенную в названии сборника. Дело в том, что академическая музыка, созданная в последние 70-80 лет, и красота как эстетическая категория (и уж тем более как вечная метафизическая субстанция) - вещи не только несовместимые, но даже и никогда не пересекавшиеся.
Профессиональные музыканты очень хорошо это понимают и поэтому крайне редко используют в своей исполнительской и педагогической практике музыку второй половины ХХ века.
И тем нe менее, название это здесь вполне уместно: ведь автор всегда желал исповедовать культ красоты и быть её адептом.
Хочу заметить, что слово «красота» я привожу здесь в толковании Платона, используя его прекрасную метафору, где люди уподоблены обитателям пещеры (материальный мир) - и всё, что происходит вне пещеры, при ярком свете дня (высшая pеальность) могут наблюдать только в виде шатких слабых теней, пробегающих по стенам пещеры.
Ha русском языке это ощущение фрагментарности, отраженности присутствия божественной красоты в мире лучше всех смог передать Владимир Соловьёв:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искажённый
Торжествующих созвездий?
Теперь о самой музыке. Предлагаемые вашему вниманию пьесы вряд ли можно назвать виртуозными. Они потребуют от пианиста не столько высокой технической оснащенности, сколько других качеств: тонкой метроритмической нюансировки, мастерского владения педалью, но самое главное - определенного состояния души, лучше всего обозначаемого названием этого сборника. Впрочем, само исполнение этой музыки, я надеюсь, будет способствовать эмоциональному подъему и духовному росту музыканта.
Еще одно немаловажное обстоятельство: включая в свои программы фортепианную классику, в особенности популярную, пианист всегда вступает в невольную конкуренцию с великими музыкантами прошлого, чьи эталонные исполнения, записанные на аудионосители, безусловно, знакомы искушенному слушателю. Вступает - и чаще всего проигрывает: безнадежное это дело - соревноваться с Софроницким или Юдиной, Гилельсом или Рихтером. При исполнении же пьес, вошедших в настоящее издание, любая трактовка, любая интерпретация будут возможны и уместны и уж точно не вызовут ненужных сравнений с манерой более именитых коллег.
Я очень надеюсь, что все, кто решится включить лирические пьесы из альбома «Предчувствие красоты» в свой репертуар или в репертуар своих учеников, получат удовольствие от их разучивания и исполнения.
Владимир Коровицын
СОДЕРЖАНИЕ:
- ПРЕДЧУВСТВИЕ КРАСОТЫ
- НОКТЮРН
- СОЖАЛЕНИЕ
- ЗАРИСОВКИ РУССКОЙ ПРИРОДЫ. Сюита
- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВАЛЬС
- ИНФАНТА И КАРЛИК. По картинам Диего Веласкеса
- ВЕНЕЦИЯ
- ФРАНЦУЗСКАЯ ГОТИКА. Триптих
Весенний экспромт
Июльский полдень
Осенний пейзаж
Зимняя дорога
Реймский собор
Витражи (Шартр)
Сен-Мишель