Предлагаемое издание является неотрывной составной частью и необходимым дополнением к «Домашним заданиям по сольфеджио» Е. М. Золиной. Среди прочих форм творческой работы — несомненно, полезных и интересных — подбор аккомпанемента к предложенной мелодии занимает особое место. С одной стороны, эта важная грань современного курса сольфеджио позволяет решить общие задачи по становлению вокально-интонационных навыков, ритмическому воспитанию, развитию ладовогармонического слуха, а также знакомит с элементами формообразования в интересной учащимся практической форме. С другой стороны, умение грамотно исполнить мелодию с собственным сопровождением, безусловно, объединяет в нерушимый союз знания, полученные на уроках сольфеджио, с навыками игры на инструменте. И наконец, как показывает практика, заметный интерес учащихся в предложенной форме предопределяет интерес к занятиям по сольфеджио в целом (как со стороны детей, так и их родителей).
Известно, что в качестве домашнего задания подбор аккомпанемента широко практикуется подавляющим большинством преподавателей класса сольфеджио. Но к сожалению такая работа ведется подчас эпизодически и как правило лишена стройности и системности. В результате наши учащиеся к выпуску из школы далеко не всегда и не в полной мере приобретают необходимые навыки подбора аккомпанемента.
В данном сборнике все примеры приводятся из употребительных и распространённых в настоящее время учебников сольфеджио (списки прилагаются). На взгляд автора, «цитирование» из разных источников обеспечивает каждому преподавателю возможность выбора необходимых (и знакомых) примеров для работы.
Структура и порядок изложения тем и принципы построения внутри каждой главы практически полностью соответствуют «Домашним заданиям по сольфеджио». Часть примеров сборника для гармонизации мелодий и упражнений даны из работы Е. М. Золиной. По каждой теме дано большое количество вариантов заданий. Выбор примеров целиком зависит от преподавателя сольфеджио.
Большая часть заданий содержат целый комплекс упражнений по сольфеджио, а не только узкие задачи подбора аккомпанемента.
Репертуар целиком представляет собой народную песню (с широкой географией) и авторскую детскую песню. Последняя глава предлагает предлагает для исполнения учащимися ряда примеров облегченных переложений известных и любимых детских песен. Эти примеры обобщают предыдущую работу над аккомпанементом и служат для самостоятельного музицирования детей.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснения для педагогов
- «Памятка» для учащихся
- Раздел I. Ритм. Ритмический аккомпанемент
- Длительности
- Такт, доля такта, размер такта
- Раздел II. Лад
- Фортепианная клавиатура
- Тональность. Тоника в сопровождении к мелодии. Басовый голос
- Ступени тональности
- Устойчивые и неустойчивые ступени
- опевание
- вспомогательный оборот
- Раздел III. Тональности
- До мажор
- Ре мажор
- Соль мажор
- Фа мажор
Сопровождение мелодии тоникой, тонической квинтой и тоническим трезвучием
Сопровождение мелодии басовым голосом, представленным I и V ступенями
- Раздел IV. Интервалы. Сопровождение мелодии интервалами
- Раздел V. Повторение и закрепление пройденного
- Раздел I. Лад
- Мажорный Лад. Устойчивые и неустойчивые ступени
- Мажор и минор. Одноимённые тональности
- Параллельные тональности
- Три вида минора
- Раздел II. Тональности
- Тональность ля минор
- Тональность ми минор
- Тональность ре минор
- Тональность си минор
- Тональности Си бемоль мажор и соль минор
Тональность Си бемоль мажор
Тональность соль минор
- Раздел III. Интервалы
- Мелодические интервалы
- Интервалы в 2х-голосии
- Мелодизированный басовый голос
- Раздел IV. Ритм
- Раздел V. Нотная грамота. Басовый ключ
- Раздел VI. Повторение и закрепление пройденного
- Раздел VII. Пение с выписанным аккомпанементом
- Раздел I. Лад
- Тональности до 2-х знаков включительно
- Тональности фа мажор и ре минор
- Главные ступени лада
- Тональности с тремя знаками
Ля мажор и фа диез минор
Тональности ми бемоль мажор и до минор
- Раздел II. Интервалы
- Мелодические интервалы
- Гармонические интервалы
- Ритм
- Размер 3/8
- Раздел V. Повторение и закрепление пройденного
- Раздел VI. Пение мелодии с выписанным аккомпанементом
- Раздел I. Tональности
- Повторение материала III класса. Аккомпанирование: басовым голосом, интервалами и аккордами
- Тональности с четырьмя знаками
- Ми мажор и до диез минор
- Ля бемоль мажор и фа минор
Тональность ми мажор
Тональность до диез минор
Тональность ля бемоль мажор
Тональность фа минор
- Раздел II. Интервалы
- Повторение материала III класса
- Тритоны
- Типы голосоведения
- Раздел III. Аккорды
- Главные трезвучия с обращениями
- Доминантсептаккорд (D7)
- Фактура аккомпанемента. Первоначальные сведения
- Раздел IV. Ритм
- Ритмические фигуры
- Размер 6/8
- Раздел V. Облегченные переложения известных детских песен
- Список учебной литературы