Данная программа создана педагогами-теоретиками Детской школы искусств города Гатчины по инициативе ее директора, заслуженного работника культуры РФ Алхазовой Е.Н.
Свои занятия гармонией с учениками педагоги-теоретики Кузнецов В.Б., Артемьева О.Г., Дубинина С.Е. не раз демонстрировали на открытых уроках и методических днях, а также на областных семинарах для педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ Ленинградской области в присутствии преподавателей С.-Петербургского музыкального училища им. М. Мусоргского и Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, получая при этом положительные отзывы.
Авторы программы и Детская школа искусств города Гатчины благодарят всех участвовавших в обсуждении и помогавших ценными советами.
Предлагаемое методическое руководство - первая в своем роде программа, направленная на воспитание гармонического слуха у детей, начиная с первого класса. Столь подробный курс, разработанный для самостоятельной (а не смежной, рассредоточенной между разными учебными предметами) дисциплины, на сегодняшний день отсутствует в традиционной системе общего детского музыкального образования. «Три кита» методики - последовательное овладение гармоническим аккомпанементом, воспитание навыка гармонического анализа и способностей к самостоятельной творческой работе, основанной на досочинении заданного материала.
По этому руководству могут выстраивать полноценные занятия и начинающие педагоги - в обширном нотном приложении даны образцы гармонических решений, центральное же место в пособии занимает детальный поурочный план, рассчитанный на четыре года обучения (начальные классы).
СОДЕРЖАНИЕ:
От редактора
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА (формы и методы занятий)
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО КЛАССАМ
ПРИМЕРНЫЕ ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ
Список использованной литературы
Нотное приложение I
1 КЛАСС
Игра мелодий с аккомпанементом педагога (посмотреть ноты)
Примеры гармонизации мелодий
I. Аккомпанемент — тоника
II. Аккомпанемент — бурдонная квинта на тонике
III. Аккомпанемент — тоническая квинта с перемещением одного из звуков в соседний неустой
IV. Аккомпанемент — главные ступени лада и терции на них
V. Разные типы аккомпанемента
2 КЛАСС
Аккомпанемент — терции, квинты и трезвучия главных ступеней
I. Мажорный лад, гаммообразное нисходящее движение
II. Натуральный минор
III. Гармонический минор
IV. Мелодический минор
V. Фактурные варианты аккомпанемента в мажоре
3 КЛАСС
Фактурные варианты аккомпанемента в миноре
Различные фактурные варианты аккомпанемента. В основе — главные трезвучия и обращения тонического трезвучия
Переменный лад
I. Мелодии с возвращением в исходную тональность
II. Мелодии с переходом в параллельную тональность
4 КЛАСС
Доминантсептаккорд в аккомпанементе
Обращения T, S, D в аккомпанементе
Модуляция и отклонение
I. Отклонение из минора в параллельный мажор
II. Отклонение из мажора в параллельный минор
III. Модуляция из минора в параллельный мажор
IV. Модуляция из мажора в параллельный минор
Нотное приложение II
ПРИМЕРЫ ГАРМОНИЗАЦИИ МАЖОРНЫХ И МИНОРНЫХ ГАММ В ВОСХОДЯЩЕМ И НИCХОДЯЩЕМ ДВИЖЕНИИ В РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ
Гармонизация гамм терциями на главных ступенях
Гармонизация гамм квинтами на главных ступенях
Гармонизация минорных гармонических гамм терциями и квинтами на главных ступенях
Гармонизация гамм трезвучиями главных ступеней
Гармонизация гамм с использованием трезвучий главных ступеней и обращений тонического трезвучия
Гармонизация гамм с использованием доминантового септаккорда и обращений главных трезвучий
Нотное приложение III
ВАРИАНТЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И ОБРАЗЦЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
1 КЛАСС
Досочинение фразы до предложения на заданный ритм в размере 24
2 КЛАСС
Досочинение фразы до предложения на заданный ритм и бас
Досочинение 2-го предложения до периода повторного строения
3 КЛАСС
Досочинение 2-го предложения до периода повторного строения с интонациями пройденных интервалов и аккордов
4 КЛАСС
Досочинение 2-го предложения до периода повторного строения в пройденных тональностях и ритмах, с интонациями пройденных интервалов и аккордов в мелодии