Переписка великого русского композитора П.И. Чайковского (1840-1893) с Н.Ф. фон Мекк (1831-1894) - значительная часть его громадного эпистолярного наследия.
В пяти томах Серии XVII-A Академического полного собрания сочинений П.И. Чайковского публикуются в полном виде, без купюр, более 1200 писем, в том числе около двух десятков не публиковавшихся ранее и обнаруженных в последние годы. Все письма текстологически выверены на основе выявленных к настоящему моменту источников.
В первый том включены значительные по объему сопутствующие материалы из различных архивов, а также из частного собрания семьи фон Мекк, которые в большинстве своем также публикуются впервые. В книге представлено большое количество уникальных фотографий из личного архива П.И. Чайковского, собрания Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского и частного архива семьи фон Мекк, любезно представленных ее потомками.
Издание адресовано профессиональным музыкантам, а также широкому кругу читателей.
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ:
Переписка П.И. Чайковского c H.Ф. фон Мекк - одна из важнейших составляющих богатейшего эпистолярного наследия композитора не только потому, что она обширна по количеству написанного обоими корреспондентами, но и по своему содержанию. Необычность отношений между корреспондентами: отсутствие непосредственного личного общения, откровенный, пространный, очень глубокий и взаимно доверительный диалог, богатейший по представленным в нем темам‚ - наложила свой отпечаток нa этот эпистолярный памятник, являющийся для биографии композитора, понимания его личности и творчества важнейшим историческим источником.
Переписка не только создает достаточно полные и объективные портреты обоих ее участников (письма писались иногда по нескольку раз в день), но и картину времени, в котором они жили. Для Чайковского это почти автобиография, причем написанная вполне искренне, хотя некоторого субъективизма композитору все-таки не удалось избежать. Нельзя отрицать того факта, что ряд эпизодов своей жизни, взгляды и воззрения освещены Чайковским так, как он желал бы, чтобы их воспринимали окружающие, но далеко не в том виде, как это происходило на самом деле. К их числу относятся некоторые факты и обстоятельства его частной жизни, взгляды и отношения других людей, оценки разного рода явлений действительности, политики, литературы, музыки. Иными словами, в переписке с Н.Ф. фон Мекк Чайковский создал свой портрет композитора и человека, каким он хотел бы выглядеть в глазах других людей, в том числе и в глазах своей корреспондентки.
Понимая и осознавая свое назначение как творца, Чайковский стремился не только зафиксировать, но и раскрыть какие-то стороны своей профессиональной, человеческой, духовной жизни. Эта чертa четко прослеживается не только в его переписке с Н.Ф. фон Мекк, но и во всем обширном эпистолярном наследии композитора, a также в его дневниках, записных книжках, в целом ряде других записей.
СОДЕРЖАНИЕ:
- П. И. Чайковский - Н. Ф. фон Мекк. Переписка. 1876 год
- П. И. Чайковский - Н. Ф. фон Мекк. Переписка. 1877 год
- Комментарии
- П. Е. Вайдман. П. И. Чайковский и Н. Ф. фон Мекк. История необычной переписки. Мифы и реалии через столетие
- Документы и материалы о семье фон Мекк
- Указатели
- Список иллюстраций
- Список сокращений
Г. А. Римский-Корсаков. Н. Ф. фон Мекк и ее семья
С. К. Голицына. Воспоминания
А. Г. Римский-Корсаков. Из архива семьи
Й. Хойслер. Следы семейства фон Мекк в Германии
Н. Ф. фон Мекк, ее семья и потомки (Список составлен А.Г. Римским-Корсаковым)
Указатель имен
Указатель названий
Указатель произведений П.И. Чайковского