Работа посвящена наименее исследованной области хоровой культуры — исполнительству, рассматриваемому в тесной связи с композиторским творчеством. Вторая часть охватывает период первой половины XX века.Это крупный исследовательский труд выдающегося российского ученого-музыковеда, который впервые делает попытку проанализировать ход развития ход развития отечественной музыкальной культуры в течение ее советского периода (вплоть до конца 50х годов). Кроме профессионального хорового исполнительства, автор уделяет много внимания любительскому, массовому пению, ставшему неотъемлемой частью жизни и быта советских людей. Анализируется и то, как менялся репертуар хоровых коллективов, ориентировавшихся прежде на духовную музыку и чей облик сильно изменился в послеоктябрьский период. В книге впервые делается попытка пронаблюдать и последовательно изложить ход развития отечественной хоровой музыкальной культуры в течение ее советского периода. Особое внимание уделяется любительскому хоровому музицированию, его массовым ф