Шопен создал два десятка ноктюрнов. Ноктюрн яснее других жанров отразил эволюцию стиля композитора.
В XVIII веке ноктюрнами называли музыкальные произведения, исполняемые на открытом воздухе в ночное время (итальянское notte - ночь; первоначально это был культовый вид музыки, возникший в литургии как часть заутрени). Мир таинственного, мир теней и полусвета, ночных грез и мечтаний был созвучен романтической эстетике с ее интересом ко всему таинственному, и вполне естественно, что в XIX веке к жанру ноктюрна проявляется большой интерес.
Музыковед Валентина Конен писала:
В XIX столетии наиболее популярными произведениями Шопена были ноктюрны (наравне, пожалуй, с вальсами)… В ноктюрнах в самом деле сконцентрировалось интимное, лирическое начало шопеновского искусства, столь типичное для новой романтической эстетики. Здесь же … проявились и особенности новейшего камерного пианизма, и черты салонного изящества, воспринимаемого как антипод вульгарной эстрадности, распространенной в виртуозной фортепианной музыке того времени… Шопен как сочинитель ноктюрнов имел предшественников в лице композиторов разных национальных школ: ирландца Джона Филда, которого принято считать родоначальником фортепианного ноктюрна, польки Марии Шимановской, чеха Войтеха Йировеца… Все достижения предшественников в этой области отступили далеко на задний план, после того как Шопен вознес жанр ноктюрна на небывалую художественную высоту, сделав его одним из ярчайших выразителей лирического начала в инструментальной музыке романтического стиля.
В первую тетрадь вошли ноктюрны соч. 9, 15, 27, 32.
В XVIII веке ноктюрнами называли музыкальные произведения, исполняемые на открытом воздухе в ночное время (итальянское notte - ночь; первоначально это был культовый вид музыки, возникший в литургии как часть заутрени). Мир таинственного, мир теней и полусвета, ночных грез и мечтаний был созвучен романтической эстетике с ее интересом ко всему таинственному, и вполне естественно, что в XIX веке к жанру ноктюрна проявляется большой интерес.
Музыковед Валентина Конен писала:
В XIX столетии наиболее популярными произведениями Шопена были ноктюрны (наравне, пожалуй, с вальсами)… В ноктюрнах в самом деле сконцентрировалось интимное, лирическое начало шопеновского искусства, столь типичное для новой романтической эстетики. Здесь же … проявились и особенности новейшего камерного пианизма, и черты салонного изящества, воспринимаемого как антипод вульгарной эстрадности, распространенной в виртуозной фортепианной музыке того времени… Шопен как сочинитель ноктюрнов имел предшественников в лице композиторов разных национальных школ: ирландца Джона Филда, которого принято считать родоначальником фортепианного ноктюрна, польки Марии Шимановской, чеха Войтеха Йировеца… Все достижения предшественников в этой области отступили далеко на задний план, после того как Шопен вознес жанр ноктюрна на небывалую художественную высоту, сделав его одним из ярчайших выразителей лирического начала в инструментальной музыке романтического стиля.
В первую тетрадь вошли ноктюрны соч. 9, 15, 27, 32.