В настоящем издании впервые публикуются три работы известного педагога и композитора С.М. Майкапара (1867-1938), посвященные проблемам фортепианного исполнительства. В них рассматриваются не только художественные и психологические аспекты исполнительской деятельности, но и даются практические советы по подготовке музыканта к публичным выступлениям. В комментариях к прелюдиям и фугам I-ХV и ХХIV первого тома «Хорошо темперированного клавира» по-новому раскрывается художественный смысл и значение этого сочинения. Большое внимание уделено анализу особенностей гармонии, голосоведения, тематической разработки музыкального материала.
Книга предназначена студентам и преподавателям средних и высших музыкальных учебных заведений.
СОДЕРЖАНИЕ:
- А. Майкапар. Музыкальное исполнительство и педагогика (Из неизданных трудов профессора С. М. Майкапара)
Введение
- Свойства и особенности музыкально-исполнительской творческой функции
- Взаимодействие между исполнителем и слушателями
- Артистическая лихорадка, ее причины и методы борьбы с нею
- О некоторых явлениях, связанных с публичным исполнением
- Обрывы исполнения, отказы памяти, кружение на месте и другие инциденты во время публичных выступлений музыкального исполнителя. Их причины
- Роль педагогики в деле пробуждения культуры и высвобождения творческой функции музыкального исполнителя
- Техническое, теоретическое и художественное оснащение музыканта-исполнителя
- Ансамблевое и коллективное исполнительство как фактор, содействующий развитию и обогащению индивидуального исполнительского творчества
- Явление и проблема «вундеркиндства»
- Разновидности природных творческих музыкально-исполнительских дарований. Факторы, обусловливающие сходства и различия в индивидуальных музыкально-исполнительских творчествах
- Введение
- Значение ритма
- Влияние техники
- Прелюдия I
- Фуга I
- Прелюдия II
- Фуга II
- Фуга III
- Прелюдия IV
- Фуга IV
- Прелюдия V
- Фуга V
- Прелюдия VI
- Фуга VI
- Прелюдия VII
- Фуга VII
- Прелюдия VIII
- Фуга VIII
- Прелюдия IХ
- Фуга IХ
- Прелюдия Х
- Фуга Х
- Прелюдия ХI
- Фуга ХI
- Прелюдия ХII
- Фуга ХII
- Прелюдия ХIII
- Фуга ХIII
- Прелюдия ХIV
- Фуга ХIV
- Прелюдия ХV
- Фуга ХV
- Прелюдия ХХIV
- Фуга ХХIV
- Тоника, доминанта, субдоминанта. Тональность
- Лады
- Предъем
- Контрапункт
- Двойной контрапункт
- Тройной контрапункт
- Подвижной контрапункт
- Stretto
- Имитация
- Проведение и интермедия
- Вождь, спутник, противосложение
- Каданс
- Мелодическая фигурация
- Гармоническая фигурация
- Модуляция
- Секвенция
- Форма песни
- Basso ostinato
- Разбор некоторых правил, по которым сочиняется фуга