История литературы и искусства советской эпохи красноречиво свидетельствует об удивительной способности человеческого духа извлекать пользу даже из самых неблагоприятных обстоятельств. Это относится прежде всего к искусству музыки. В стране, где свободное слово подавлялось всеми возможными способами и даже изобразительные искусства подвергались строжайшей цензуре, академическая музыка оказалась в привилегированном положении. Пользуясь словами Андрея Платонова, музыка при репрессивном режиме есть «окончательно запрещенная литература, когда она замычала, - и из этого, из окончательного запрещения, - явилось самостоятельное великое искусство». В настоящей книге предпринят обзор музыки, созданной композиторами советской страны, представляющими разные поколения и направления, за семь с половиной десятилетий ее существования. В трех частях книги речь идет, соответственно, о музыкальных течениях 1920-х годов, о музыке сталинского периода и о развитии музыкального искусства в послесталинском СССР. Текст снабжен нотными иллюстрациями. К основному тексту прилагается хронограф музыкальных произведений и событий музыкальной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ:
ЧАСТЬ I. ОСКОЛКИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА И «БУРЯ И НАТИСК» СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА1. Распределение сил на музыкальной сцене в ранние послереволюционные годы
- Пролеткульт и «попутчики»
- РАПМ и АСМ
- «Постскрябинская» линия: Николай Рославец, Анатолий Александров, Самуил Фейнберг, Борис Лятошинский
- Николай Мясковский и его Шестая симфония
- Владимир Щербачев и его «Блоковская симфония»
- «Урбанистическая» линия: Владимир Дешевов, Леонид Половинкин, Александр Мосолов
- Новое в неевропейских регионах
- От первых симфоний к первым балетам
- Первая опера, первый вокальный цикл
1. НАЧАЛО «БОЛЬШОГО СОВЕТСКОГО СТИЛЯ». ОПЕРА Шостаковича «ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА» И ПЕРВЫЕ НАПАДКИ НА «ФОРМАЛИЗМ»
- «Перестройка» 1932 года
- Подступы к «большому советскому стилю»
- «Леди Макбет Мценского уезда»
- «Перековка»
- «Миссионеры» и «мелодисты»
- Легкий жанр
- Сталин и опера. Статья «Сумбур вместо музыки», ее предыстория и последствия - «Богатыри» и «Иван Сусанин»
- Арам Хачатурян
- Тихон Хренников и Дмитрий Кабалевский
- Возвращение «блудного сына»
- Ранний «советский» Прокофьев
- Прокофьев–Шостакович
- Шостакович: от Четвертой симфонии к Пятой
- Вторая симфония Лятошинского, Семнадцатая симфония Мясковского
- «Оттепель» конца тридцатых
- Шостакович: от Ленинградской симфонии к Третьему струнному квартету
- Прокофьев: от «Кабардинского» квартета к Шестой симфонии
- Другие композиторы в 1941–47
- Накануне постановления
- Ждановщина в музыке
- По следам ждановщины: «бесконфликтность» и работа «в стол»
- Музыкальные подделки
- Заключение
1. ВВЕДЕНИЕ: ХОД СОБЫТИЙ
2. Шостакович В 1953–75
3. Школа Шостаковича
- Георгий Свиридов
- Галина Уствольская
- Моисей Вайнберг
- Борис Чайковский
- Револь Бунин
- Борис Тищенко
- Андрей Волконский
- Эдисон Денисов
- Николай Каретников
- Альфред Шнитке
- Алемдар Караманов
- София Губайдулина
- Вячеслав Артёмов
- Виктор Суслин
- Владислав Шуть
- Александр Кнайфель
- Александр Вустин
- Николай Корндорф
- Виктор Екимовский
- Дмитрий Смирнов, Елена Фирсова
- Сергей Павленко
- Александр Раскатов
- Владимир Тарнопольский
- Юрий Каспаров
- Родион Щедрин
- Николай Сидельников
- Роман Леденёв
- Сергей Слонимский
- Юрий Фалик
- Юрий Буцко
- Геннадий Банщиков
- Александр Локшин
- Украина
- Прибалтика (Балтия)
- Закавказье (Южный Кавказ)
ХРОНОГРАФ: 1917–1991
БИБЛИОГРАФИЯ
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН