Мотетные инвенции написаны в не совсем обычной полифонической форме. Голоса вступают поочередно, как в фуге, но не повторяют начальную тему, а вводят новые мелодические фразы, контрастирующие началу или линеарно развивающие его. Возможно совмещение обеих функций — контраста и линеарного продолжения — в новых мотивных образованиях.Форма мотетной инвенции свободная, сквозная. Она не должна непременно сводиться к двухчастной или трехчастной структуре. Форма каждой отдельной инвенции индивидуальная, особая.Мотивные элементы начальных фраз могут развиваться и преобразовываться во всех голосах не менее интенсивно, чем в разработке сонатной формы. Политематическое развитие может достигать динамической кульминации. Возможно и статическое изложение, сопоставление тематических фраз.Количество голосов выдержано строго. Возможны скачки любого диапазона в каждом голосе. Преобладает плавное голосоведение. В отдельных случаях возможно гомофонное заключение полифонической пьесы.